После относительно непродолжительного периода первых успехов во второй мировой войне к началу 1942 г. Для «Люфтваффе» наступили тяжёлые времена. Была проиграна «Битва за Англию», в ходе неудавшегося «блицкрига» против Советского Союза были потеряны тысячи лётчиков и огромное количество самолётов. Ближайшие перспективы также не сулили ничего хорошего: производственные мощности авиационной промышленности стран антигитлеровской коалиции во много раз превосходили возможности немецких авиационных фирм, заводы которых к тому же всё чаще подвергались опустошительным налётам авиации противника. Единственный выход из создавшегося положения командование «Люфтваффе» усматривало в разработке принципиально новых систем оружия. Была принята программа, в которой приоритет отдавался разработке реактивных самолётов, а также самолётов-снарядов с дистанционным управлением FZG-76.
Самолёт-снаряд с июня 1942 г. Разрабатывала фирма «Физелер», раньше выпустившая несколько беспилотных летательных аппаратов-мишеней для тренировки расчётов зенитных орудий. В целях обеспечения секретности работ над самолётом-снарядом он также назывался мишенью для зенитной артиллерии – Flakzielgerat, сокращённо FZG. Существовало и внутрифирменное обозначение «Fi-10», а в секретной переписке использовалось кодовое обозначение «Kirschkern» - «Вишнёвая косточка». Основной элемент самолёта-снаряда – пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, разработанный в конце 30-х гг. Немецким учёным-аэродинамиком Паулем Шмидтом на основании схемы, предложенной ещё в 1913 г. Французским конструктором Лорином. Промышленный образец этого двигателя AS109-014 создала фирма «Аргус» в 1938 г. Для основной силовой установки самолёта-снаряда одноразового использования двигатель подходил почти идеально: его простая и технологичная конструкция обеспечивала низкую стоимость производства, а в качестве топлива мог использоваться обычный авиационный бензин. Конструктивно двигатель представляет собой изготовленную из листовой стали толщиной 3 мм трубу переменного сечения, состоящую из головной части с диффузором и выходной решёткой, камеры сгорания и выхлопной трубы (сопла). В течение одной секунды в двигателе происходило 45 циклов сгорания топлива, при этом он развивает тягу 300 кгс, достаточную для сообщения самолёту-снаряду скорости 550-600 км/ч. Двигатель был установлен над хвостовой частью фюзеляжа самолёта-снаряда, представляющего собой моноплан со свободно несущим среднерасположенным крылом и однокилевым оперением. Боевой заряд, горючее, приборы и механизмы находились в фюзеляже, который состоял из шести отдельных отсеков, соединённых между собой болтами. Все отсеки, кроме носового, изготовлены из обычной листовой стали толщиной 1,25 мм. Носовой отсек выполнен из диамагнитного материала, так как в нём находится компас. На переднем конце носового отсека установлена двухлопастная вертушка, вращающая счётчик оборотов воздушного лага. Следующим за носовым отсек представлял собой зарядную камеру, вмещающую 850 – 1000 кг взрывчатого вещества. Здесь же находились четыре независимых взрывателя, обеспечивает подрыв боевого заряда. Третий отсек выполнен как бензобак ёмкостью 600 л. Из этого бака бензин подавался в камеру сгорания через пилон, на котором закреплена головная часть двигателя. В четвёртом отсеке помещались два шаровых баллона со сжатым воздухом, используемым для подачи горючего в двигатель и обеспечения работы механизмов автоматики. Для повышения надёжности баллоны обмотаны высокопрочной проволокой диаметром 1,5 мм. В пятом отсеке находится гиромагнитный узел автопилота «Аскания», управляющий паллетом самолёта-снаряда. Автопилот состоял из трёх гироскопов, действующих на управления руля курса и руля высоты, и работал под действием сжатого воздуха. Тангажно-азимутальный гироскоп корректировался по азимуту магнитным компасом, помещённым в алюминиевой или деревянной носовой части снаряда. Регулировка этого магнитного компаса перед стартом производилась с помощью системы компенсирующих магнитов. Другие два гироскопа управляли соответственно плоскостями рулей курса и высоты с помощью пневматических реле. Высота полёта определялась барометрическим устройством, представлявшим собой простую анероидную камеру, регулировка которой производилась перед взлётом и была рассчитана на то, чтобы любое отклонение атмосферного давления приводило в действие гироскоп стабилизации по тангажу и вынуждало самолёт-снаряд летать на заданной высоте. Время полёта, а следовательно, и дальность действии определялись вертушкой, установленной на носу снаряда. После достижения заданного числа оборотов счётчик вертушки выдавал сигнал, по которому бортовая аппаратура системы управления переводила самолёт-снаряд в пикирование. Когда на самолёте-снаряде устанавливалось радиооборудование, оно помещалось также в пятом отсеке. А в шестом, несущем хвостовое оперение, - рулевые машинки. К фюзеляжу пристыковывалось крыло с прямоугольными консолями. Внутри фюзеляжа лонжерон крыла соединялся с балками, связывающим его с верхним узлом подвески и нижним упором для обеспечения катапультного старта. В целом конструкция самолёта-снаряда отличалась простотой, технологичностью и невысокой ценой. Для его изготовления требовалось затратить всего 280 человеко-часов, а цена в 3500 марок, составляла примерно одну десятую часть стоимости баллистической ракеты Фау-2.Фау-1 Первоначально FZG-76 планировали запускать с самолёта-носителя, однако «Люфтваффе» испытывало острую нужду в бомбардировщиках, потому использование их для запусков самолётов-снарядов признали нецелесообразным. Разработанная фирмой «Вальтер» наземная пусковая установка-катапульта состояла из восьми стальных секций, соединённых друг с другом, и уложенных на них направляющих рельсов, на которые и устанавливался самолёт-снаряд. По всей длине катапульты проходил полый цилиндр, а в нем заключался поршень, приводившийся в движение газами, образовавшиеся в результате распада перекиси водорода. В верхней части пускового цилиндра имелся автоматически закрывавшийся паз, через который поршень цилиндра соединялся с самолётом-снарядом. Катапульта, а вместе с ней пусковой цилиндр имели длину 47,8 м. За то время, которое требовалось самолёту-снаряду для прохождения вдоль всей катапульты, он успевал развить скорость порядка 400 км/ч. На конце стартовой платформы самолёт-снаряд автоматически освобождался от соединения с поршнем пускового цилиндра и набирал высоту с помощью двигателя. Около пусковой установки размещались рельсовые пути для крана, с помощью которых производился монтаж самой установки и укладка на неё самолёта-снаряда. Необходимо отметить, что эта пусковая установка оказалась сложной, громоздкой и неудобной в эксплуатации. Направляющая катапульты длиной почти 48 м легко обнаруживалась с помощью аэрофотосъёмки, следствием чего были бесконечные бомбёжки стартовых позиций самолётов-снарядов. Ещё за долго до завершения работ по доводке самолёта снаряда FZG-76 (к лету 1943 г. лишь 60% экспериментальных запусков можно было отнести к разряду удачных) командование «Люфтваффе» в июне 1943 г. распорядилось начать его серийное производство на заводах фирмы «Физелер». Уже в августе планировалось произвести первые 100 серийных самолётов-снарядов, а в декабре темпы производства должны были возрасти до 200 единиц. Начиная с мая 1944 г. с конвейеров должно было сходить до 5000 единиц ежемесячно. Геринг даже требовал производить до 50 000 самолётов-снарядов в месяц, но это уже было нереально. Для выполнения боевых пусков на базе учебного и экспериментального командования был сформирован первый ракетный полк, получивший в целях маскировки наименование «155-й зенитно-артиллерийский полк». В его состав входили четыре дивизиона, каждый из которых состоял из четырёх огневых и двух вспомогательных батарей: обслуживания и снабжения. Каждая огневая батарея могла обеспечивать пуск самолётов-снарядов с четырёх стартовых позиций. Первый массивный удар по Лондону самолётами-снарядами планировалось нанести 20 апреля 1944 г., в день рождения Гитлера. Германская пропаганда задолго до этого начала шумную компанию запугивания англичан новым секретным оружием – возмездие за разрушенные английской авиацией немецкие города. В рамках этой компании самолёт-снаряд FZG-76 получил новое обозначение V-1, где буква «V» одновременно означала немецкое слово «Vergeltungs-Waffe» ( «оружие возмездия») и использовалось для дискредитации известного британского символа победы – буквы «V» - «Victory» («победа»). В русской транскрипции самолёт-снаряд именовался Фау-1. Сценарий первого удара выглядел весьма внушительно состоял из трёх этапов. Во время первого, называвшегося «Большая побудка», в 4 часа ночи 20 апреля на Лондон должны были обрушиться 300 Фау-1. В течение этого же дня предусматривалось проведение второго этапа – «Салют». При этом на территории Лондона должны были взорваться 100 самолётов-снарядов, а заключиться удар должен был третьим этапом – «Большой отбой» - с запуском ещё 300 Фау-1. В течение последующих дней планировалось запустить на Лондон по три Фау-1 в час. Германское командование считало, что примерно через 20 дней таково обстрела Англия вынуждено, начнёт переговоры о мире. Но этому плану не суждено было сбыться. Проведённое непосредственно перед началом его реализации командно-штабное учение вскрыло многочисленные недостатки в оборудовании и маскировке стартовых позиций, в системе снабжения и хранения самолётов-снарядов, а также их незначительное количество на складах из-за того, что заводы, производившие Фау-1, были разбомблены англо-американской авиацией. (Начиная с апреля 1944 г. Фау-1 изготавливались на подземном заводе «Миттельверк» параллельно с производством ракет Фау-2.) В результате итогов командно-штабного учения первый удар по Лондону перенесли, он был осуществлён лишь в ночь с 12 на 13 июня 1944 г., через неделю после высадки союзных войск в Нормандии. Хотя 155-й полк и располагал 55 приведёнными в боевую готовность катапультами и необходимым запасом самолётов-снарядов, вместо 200 Фау-1 было запущено только 10. Из них три сразу разрушились в воздухе, а один сошёл с траектории в результате отказа системы управления. Несколько лучших результатов полку удалось добиться 15 июня, когда начиная с 23:18 часов по Лондону было запущено 244 самолёта-снаряда, из которых отказали только 43. Как вспоминает бывший министр вооружений Германии Шпеер, на одном из оперативных совещаний Гитлеру доложили о столь невысоких результатах применения «оружия возмездия», и он обрушился резкими нападками на его создателей. Как бы то ни было, до появления Фау-2 самолёты-снаряды Фау-1 были практически единственным средством нанесения ударов по Англии и портам на территории Голландии. Всего с середины июня 1944 до конца 1945 г. 155-й зенитно-артиллерийский полк, переформированный в декабре 1944 г. в 55-ю зенитную дивизию, выпустил 22 421 боевой самолёт-снаряд, из них по Лондону – 10 429. По официальным английским данным, самолёты-снаряды Фау-1 убили 5649 и ранили 16 196 мирных жителей, полностью разрушили 23 000 и повредили более 750 000 зданий. Потери могли быть ещё большими, если бы не техническое несовершенство Фау-1. Из запущенных в сторону Лондона в первые 80 дней 9017 самолётов-снарядов более 2000 упали на землю сразу же после старта, ещё примерно 800 из-за отказа в системе управления не достигли цели. Другим фактором, резко снизившим возможные потери от ударов Фау-1, стала постоянно растущая эффективность систем ПВО Англии. Первоначально отражение налётов Фау-1 производилось системой ПВО, созданной для отражения налётов обычной авиации. Но её несостоятельность обнаружилась в первые же дни, когда подбитые самолёты снаряды падали в районе Лондона и, взрываясь, выполняли, таким образом, свою задачу. В течение буквально нескольких дней оборона была перестроена с учётом, что Фау-1 всегда летели в одном направлении на высоте 500-3000 м. Английские истребители-перехватчики встречали самолёты-снаряды ещё у побережья Бельгии и Франции, была создана зона зенитной артиллерии вдоль юго-восточного берега Англии от Брайтона до устья реки Темзы, перехватывающая обычные курсы Фау-1. На непосредственных подступах к Лондону была развёрнута сеть аэростатов заграждения. Действия зенитной артиллерии и истребительной авиации обеспечивались системой постов воздушного наблюдения и оповещения, имевшей на вооружении радиолокаторы дальнего обнаружения. Эффективность стрельбы зенитной артиллерии резко повысилась благодаря введению радиовзрывателей, а истребители-перехватчики были модифицированы для достижения максимальной скорости полёта. С них была демонтирована броневая защита, увеличена мощность двигателей, удалена камуфляжная краска, а обшивка отполирована. Всего для борьбы с Фау-1 на подступах к Лондону и в Южной Англии были задействованы весьма значительные силы ПВО: более 2800 зенитных орудий, примерно 2000 аэростатов воздушного заграждения и 11 истребительных авиационных эскадр. Кроме того, для уничтожения предприятий, производящих фау-1, англо-американские ВВС более 15 тыс. самолетовылетов, а общий тоннаж сброшенных на ракетные предприятия бомб к началу сентября достиг 82 348 т, что составило 20% всего бомбового тоннажа за этот период и в 35 раз превзошло вес боеголовок Фау-1, взорвавшихся на территории Лондона. Энергично принятые меры позволили резко сократить количество Фау-1, прорвавшихся к Лондону. Наибольших успехов при этом достигли лётчики истребительной авиации, использование подчас весьма необычные примеры борьбы. Например, 23 июня лётчик истребителя «Спитфайтер» подошел в плотную к Фау-1 (обычно они расстреливались со сравнительно большого расстояния, так как взрыв почти тонны взрывчатки, происходивший на расстоянии ближе 100 м, грозил уничтожить и сам атакующий самолёт), приподнял крылом своей машины крыло самолёта-снаряда и перевернул его, в результате чего тот круто пошёл к земле. Четыре дня спустя не менее оригинально поступил пилот истребителя «Темпест», который направил на Фау-1 воздушный поток от своего и вогнал его в штопор. Наибольших успехов защитники Лондона добились 28 августа 1944 г., когда из 97 обнаруженных Фау-1 было уничтожено 87. Усиление ПВО Англии и потеря стартовых позиций во Франции заставили командование «Люфтваффе» вернуться к первоначальному варианту боевого использования Фау-1 – запуску их с самолётов-носителей. Для этой цели были использованы безнадёжно устаревшие двухмоторные бомбардировщики He-111H-22, состоявшие на вооружении бомбардировочной эскадры KG3/KG-53 «Легион Кондор». Налёты проводились большой частью ночью и в плохую погоду с заходом со стороны Северного моря на высоте 100-300 м. От пилотов и штурманов самолётов носителей требовалось высокое мастерство, так как отделение Фау-1 от самолёта должно было производиться в строго определенной точке, отвечающей заранее определённой дальности действия самолёта-снаряда. Кроме того, курс самолёта должен был отвечать азимуту цели в точке определения. Сама же операция запуска Фау-1 с самолета была чрезвычайно опасной, достаточно сказать, что из задействованных 100 самолётов He-111H-22 при выполнении этой операции погибла почти треть. Вследствие этого число Фау-1, запущенных с самолётов-носителей, было относительно невелико – примерно 650. В начале марта 1945 г. ракетные дивизионы начали получать от промышленности усовершенствованные Фау-1 с увеличиной до 500 км дальность действия.Фау-1 Кроме того, на базе Фау-1 разработан пилотируемый самолёт-снаряд Fi-103R «Райхенберг», который должен был направляться на цель лётчиком-смертником. Однако до боевого применения этих образцов дело не дошло, так как военное положение Германии к этому времени к этому времени было настолько тяжёлым, что часть ракетчиков в составе маршевого пополнения была направлена на фронт для использования в качестве пехоты. Подводя итоги боевого использования самолётов-снарядов Фау-1, можно констатировать, что они не отправляли ни военных, ни политических ожиданий руководства Германии. Несмотря на сильное моральное воздействие, на население Англии, особенно в самом начале применения Фау-1, решимость англичан продолжить войну до победного конца не была поколеблена. Изготовление же более чем 22 600 Фау-1 потребовало от германской промышленности значительной мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов, что, конечно, отрицательно сказалось на производстве обычных вооружений. Хотя советские военные специалисты были невысокого мнения о боевых возможностях самолета-снаряда Фау-1, уже в конце 1944 г. на авиазаводе №51 Наркомата авиационной промышленности СССР постройка его аналога на базе поставленного из Англии образца Фау-1 и отдельных узлов, обнаруженных на территории Польши. Испытания самолёта-снаряда, имевшего советское обозначение «10Х», удалось провести лишь в августе 1945 г. При этом из 63 самолётов-снарядов, запущенных с самолётов Пе-8, лишь примерно 30% показали удовлетворительные результаты, что, впрочем, соответствовало и немецким «достижениям». Дальнейшее последовательное развитие самолёта-снаряда 10Х, проводившееся под руководством конструктора В. Н. Челомея, позволило создать модификации 10ХН, и 16Х, обладавшие достаточно высокой эксплуатационной надёжностью. Однако их точность оставляла желать лучшего: в ходе проводившихся в августе 1952 г. опытных пусков 16Х, тем не менее, не удостоверяло военных из-за невозможности надёжно поражать военные цели и промышленные объекты. В конце 1952 г. И. В. Сталин принял решение о прекращение работ по самолётам-снарядам на базе Фау-1. Достаточно широко проводились эксперименты с Фау-1 и в США. Первым реактивным управляемым снарядом средней дальности, изготовленным в США, была копия именно Фау-1, имевшая американское обозначение KUW-1 «Лун». Он предназначался для нанесения ударов по вражеским береговым объектам и мог запускаться как с береговых, так и с корабельных стартовых устройств. Известно о запуске снаряда «Лун» с подводных лодок «Каск» и «Карбонеро» с применением стартовых береговых ракетных двигателей. Снаряд «Лун» не был принят на вооружение, однако послужил отправной точкой для разработки самолёта-снаряда SSM-N-8 «Регулус I», запущенного в начале 50-х гг. в серийное производство для вооружения тяжёлых крейсеров и подводных лодок.
Тактико-технические характеристики:
Стартовый вес – 220 кг
Вес топлива – 540 кг
Вес боевого заряда – 700 кг
Общая длина 7,6 м
Наибольший диаметр – 0,82 м
Размах крыла – 5,3 м
Наибольшая скорость 90-125 м/с
Наибольшая дальность – 240-320 км
Наибольшая высота – 2 км
Силовая установка: количество двигателей*тяга, кгс – 1ПуВРД*274
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |