Фау-2

  • Фау-2Первый документ, положивший начало созданию ракетного оружия в Германии, -  секретный приказ министра рейхсвера, отданный в 1929 г. начальнику отдела баллистики и боеприпасов Управления вооружений: начать опыты с целью изучения возможности применения  реактивного двигателя в военных целях. Уже тогда  некоторые генералы видели  в ракетах дальнего действия идеальное средство для ударов по стратегическим объектам противника и доставки химического оружия. С1932 г. исследования по баллистическим ракетам были сконцентрированы в экспериментальной лаборатории под руководством Вальтера Дорибергера. В состав сотрудников этой лаборатории входил и ставший впоследствии знаменитым Венер фон Браун. Уже в 1933 г. была собрана первая баллистическая ракета с жидкостным реактивным двигателем, получившая обозначение «Агрегат 1», или А-1. Первые пробные пуски – это была ракета А-2 -  были успешно произведены в декабре 1934 г. с острова Боркум в Северном море. Во время этих испытаний стартовавшие вертикально вверх ракеты достигли высоты более 2200 м. В марте 1936 г.  главнокомандующий сухопутными войсками Германии генерал Фрич распорядился начать разработку фантастического по тем временам проекта баллистической ракеты, способной доставлять боевой заряд весом 1 т  на дальность 275 км. Испытания и разработку перенесли на остров Узедом вблизи побережья Балтийского моря. Вблизи деревни Пенемюнде было решено создать Армейскую экспериментальную станцию. В сущности, это был первый в мире ракетный исследовательский центр, способный разрабатывать и испытывать управляемые ракеты всех классов. Первая созданная в Пенемюнде ракета А-3 имела неудачную конструкцию. Проведенные в аэродинамической трубе испытания выявили плохую устойчивость ракеты при полёте на сверх звуковых скоростях. Было принято решение создать новую ракету А-5, использовав двигатель А-3 и новую систему автоматического управления с помощью графитовых рулей, установленных в струе реактивных газов. С 1938 по 1942 г. было запущено несколько сотен таких ракет, на которых отрабатывались все системы. В марте 1938 г. на стендовых испытаниях двигателя ракеты А-5 в Куммерсдорфе присутствовал сам Гитлер. Рёв двигателя произвёл на него сильное впечатление, и он, пообещав Вернеру, фон Брауну всю необходимую финансовую поддержку, поручил ему создать на базе А-5 боевую ракету дальнего действия. Так началась история ракеты А-4, ставшей впоследствии известной во всём мире под названием Фау-2 (V-2). Работы по созданию А-4 в основном завершились к июню 1942 г. Как и все предшествовавшие ей ракеты серии А, по форме она напоминала огромный артиллерийский снаряд, снабжённый четырьмя взаимно перпендикулярными стабилизаторами. Её общая длина составляла 14300 мм, максимальный диаметр корпуса равнялся 1650 мм, а стартовый вес достигал 12,8 т и складывался из веса боевого заряда (980 кг), топлива (8760 кг) и конструкции вместе с силовыми установками (3060 кг.) Ракета состояла из более чем 30 тыс. деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км. Внутренний объём ракеты был разделён на четыре отсека: боевой с зарядом взрывчатых веществ, приборный с аппаратурой систем управления и радиооборудованием, топливный со спиртовым и кислородным баками, хвостовой и силовой установкой, рулями управления и рулевыми машинками Топливо и окислитель размещались в двух больших баках из лёгкого сплава, занимавших центральную часть ракеты. Топливо (75% раствор этилового спирта в воде) находилось в переднем баке, а жидкий кислород – в заднем. Подача в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт сжигания перекиси водорода и марганцовокислого калия. В целях предохранения от изменения формы и поломок оба бака надувались давлением приблизительно 1,4 атмосфер. Работа основной силовой установки ракеты характеризуется следующими параметрами:
    Фау-2
    Общее количество горючего, доставленного в камеру сгорания, кг/с – 125;

    Удельная тяга, кгс – 100;

    Полная тяга, кгс – 27 250;

    Емкость главных баков, кг – 8750;

    Продолжительность работы на полной мощности, с – 70

    В двигателе жидкий кислород подавался к 18 латунным розеттам в основании чаши, представляющей собой переднюю часть камеры сгорания. Спирт накачивался в охлаждающую рубашку, окружающую сопло, и подавался к пламенным чашам, где распылялся через кольцо с малыми форсунками и смешивался с кислородом. Небольшое количество спирта направлялось на охлаждение внутренних стенок камеры сгорания. Исследования показали, что температура стенок внутренней поверхности не превышала 1000 С, скорость вытекания газов из сопла составляла 2150 м/с. КаждуюФау - 2 секунду сгорало 125 кг горючего, общая тяга, развиваемая двигателем, достигла 27 250 кгс. Наполнение горючим пустой ракеты, устанавливаемой дл этого в вертикальном положении, происходило в следующем порядке: 1 – спирт, 2 – перекись водорода, 3 – жидкий кислород, 4 – марганцовокислый калий. Заправка продолжалась 12 минут и являлась последней операцией перед стартом, так как каждую минуту испарялось 2 кг жидкого кислорода. От момента зажигания топлива до достижения полной тяги проходило от 7 до 10 с. При полёте на максимальную дальность в момент, соответствующий состоянию «всё сгорело», т. е. через 60 с полёта, ракету необходимо было отклонить до угла 40-45 градусов относительно горизонта. Управление движением ракеты в полёте выполнялось автопилотом. Он состоял из двух электрически управляемых гироскопов (ось одного из них расположена вдоль оси ракеты, ось другого перпендикулярна ей). Ракета имела две радиоустановки: первая приёмно-передающая, другая – для измерения скорости и управления дальностью. Метод измерения скорости был основан на эффекте Доплера. Была разработана и включена в цепь управления система предохранения от получения ложных сигналов. Позже радиометод был заменен системой управления, основанной на применении акселерометра, благодаря которому ракета стала независимой от наземного пункта управления. Действительный радиус действия составил от 290 до 305 км, хотя некоторые ракеты способны были преодолеть расстояние в 355 км. Траектория полёта представляла собой параболу с высотой подъёма, составляющей примерно четверть радиуса действия. Общее время полёта – около 5 мин. Наибольшее ускорение, соответствующее стадии «всё сгорело» (в этот момент тяга достигла 31 300 кгс, а вес ракеты составлял 4035 кг), - 8 g. Наивысшая скорость доходила до 1500 м/с, причём можно отметить, что при этой скорости ракетный двигатель развивал мощность более 600 00 л. с. Для запуска ракеты предусматривалось использовать, как защищённые стартовые позиции сооружались в предместьях французских городов Ваттон, Визерне и Соттеваст. Они были выполнены по всем правилам фортификационной науки и представляли собой бункер, покрытый бетонированным куполом. Ракета на железнодорожной платформе поступала в бункер, заправлялась и обслуживалась, устанавливалась на пусковую тележку и подавалась на стартовый стол, представляющий собой четырёхугольную бетонированную площадку с конусом посередине (диаметр конуса – около 5 м). Внутри бункера были оборудованы казармы для личного состава, а также кухня и медпункт. Оборудование для этой позиции позволяло производить до 54 запусков Фау-2 в сутки. В качестве позиции полевого типа в принципе мог использоваться любой ровный участок местности, на котором устанавливался пусковой стол. Горизонтирование стола осуществлялось домкратами, а всё оборудование пускового комплекса размещалось на автомобилях и тягачах.Фау-2 В машин управления запусками использовались модифицированные бронетранспортеры. Подвижный пусковой комплекс отличался высокой тактической мобильностью. Благодаря тому, что стартовые позиции постоянно менялись, они были практически неуязвимы для налётов авиации. За полгода боевых действий, несмотря на 30-кратное превосходство союзников в воздухе и интенсивные бомбардировки, ни одна Фау-2 не была уничтожена на старте. Наиболее интересным с технической точки зрения являлся проект транспортировки ракеты по морю в подводном положении в транспортно-пусковом контейнере с последующим пуском ракеты из него, причём буксировка контейнера должна была, осуществляется подводной лодкой. Проект был более глубоко разработан по сравнению с другими аналогичными проектами рассматриваемого периода. К середине 1944 г. была уже подготовлена техническая документация для проведения испытаний контейнера. Планировалось, что их строительство начнётся в марте 1945 г. Проектная стоимость контейнера и его транспортировка по морю были сравнительно высоки и соизмеримы со стоимостью самой Фау-2. Необходимо отметить, что создание ракетного оружия потребовало от Германии гигантских расходов. Только бюджет армейской испытательной станции в Пенемюнде в 1942 г. составлял 150 мил марок, что равнялось всем расходам Германии на производство танков в 1940г. или полугодовым расходам в 1941 г. Тогда, когда в ходе начавшейся войны с Советским Союзом германские войска настолько остро нуждались в танках, что были вынуждены использовать кроме устаревших лёгких Т-1 и Т-2 собственного производства также и трофейные французские и советские танки. В целом же расходы  в Пенемюнде соответствовали стоимости 10 тыс. танков. Первый запуск Фау-2 был произведён 13 июня 1942 г. в присутствии генералов, отвечавших за производство вооружения для всех родов войск, и министра вооружения А. Шпеера и был относительно неудачным. Однако 3 октября 1942 г. состоялся второй, на этот раз удачный запуск ракеты, которая преодолела положенные 190 км и поразила район расположения цели.  Отклонение от объекта поражения составило всего лишь 4 км. Ситуация на фронтах к этому времени уже складывалась не в пользу Германии, поэтому, когда Гитлеру доложили о результатах испытаний, он пришёл в полное упоение от открывавшихся ему перспектив: «А-4 решит исход войны в нашу пользу… Я, правда, собирался подписать приказ о начале осуществления новой программы производства танков, но теперь изменил своё решение. Ракетное оружие дальнего радиуса действия имеет гораздо более важное значение». Согласно подготовленной Шпеером программе, предусматривалось изготовление 12 000 ракет Фау-2. Серийное производство должно было осуществляться в городах Фридрихсхафен на заводе «Цеппели»  и в Винер-Ной на заводе «Ракс», а также непосредственно в ракетном центре. Однако англичане, получившие информацию о подготовке  к производству ракет в Германии, подвергли интенсивным бомбардировкам, как указанные заводы, так и комплекс в Пенемюнде. Это заставило германское командование принять решение о размещении завода по сборке ракет под землёй. Создание таково  завода, получившего название «Миттельверк», облегчалось тем , что ещё в 1936 г. был разработан проект создания в шахтах по добыче гипса в Конштейнских холмах вблизи Нордхаузена четырёх подземных нефтехранилищ. После начала войны он был пересмотрен с целью строительства вместо нефтехранилищ семи подземных заводов, объединенных в один подземный промышленный узел с общей площадью производственных помещений 560 тыс. метров квадратных. Производство деталей снарядов Фау-2 было сосредоточенно в 19 поперечных галереях, а часть туннеля В, связывающая эти галереи, была использована для сборочного конвейера. В тоннеле А была проложена железнодорожная ветка, по которой доставлялись необходимые для производства сырьё и материалы, включая готовые агрегаты: камеры сгорания, турбонасосы и. т. п. Последняя поперечная галерея служила для испытания электрооборудования при вертикальном положении снаряда. За этой галереей, в туннеле В, производилась погрузка готовых ракет (без заряда) на железнодорожные платформы для доставки их к стартовым площадкам. Другие подземные заводы, строительство которых также было начато в районе Нордхаузена, предназначались для производства синтетического горючего, жидкого кислорода и других материалов. Производство Фау-2 на заводе «Миттельверк» осуществлялась до апреля 1945 г, когда на территорию завода вступили американские войска. Всего на заводе было изготовлено 5940 ракет Фау-2, причём иногда их ежемесячное производство достигало 600-690 единиц. Ещё 238 ракет было изготовлено в Пенемюнде. Вместе с 80 серийными ракетами производства завода «Миттельверк» они использовались для пробных запусков. Для произведения боевых пусков формировались специальные ракетные части. Первой в июле 1943 г. появилась 444-я экспериментальная и учебная батарея, укомплектованная в основном служащими центра в Пенемюнде. Кроме проведения полевых испытаний ракет в этой батарее проводилось интенсивное обучение кадров вновь создаваемых ракетных войск Германии. Первого декабря 1943 г. была подписана директива о формировании первого соединения ракетных войск – 65-го армейского корпуса специального назначения. В состав корпуса вошли 155-й зенитный полк (Фау-1), 91-е артиллерийское командование (Фау-2), включавшее один стационарный, два подвижных дивизиона и отдельную батарею войск СС, а также подразделение сверхдальнобойной артиллерии (Фау-3), которое так и не было создано. Корпусу были оперативно подчинены два авиационных истребительных полка, предназначенные для прикрытия стартовых позиций с воздуха, геодезический батальон СС, который определял точность ракетных ударов и координировал стрельбу, и дивизион тяжёлых орудий на железнодорожных платформах, использовавшийся для маскировки позиций и подъездных путей. Перед корпусом была поставлена задача посредством назначения ракетных ударов по Лондону заставить Англию заключить мирное соглашение. Для её выполнения в конце августа 1944 г. 65-й корпус начал операцию «Пингвин». Ракетные подразделения Фау-2, насчитавшие до 6 тыс. солдат и офицеров и до 1,6 тыс. различных машин, выдвинулись из мест постоянного базирования в районы проведения боевых пусков. Уже вечером 8 сентября лондонский район Чизвик содрогнулся от удара первой Фау-2, достигшей Британских островов. Ракетное наступление продолжалось с 8 сентября 1944 г. по 23 марта 1945 г., когда 902-й ракетно-артиллерийский полк нанёс последний ракетный удар по Антверпену. За этот период времени было запущено 1269 Фау-2 по Англии (1225 –по Лондону, 43 по Норвигу и 1 – по Ипсвичу) и 1739 по целям на континенте (из них 1593 – по Антверпену и 27 – по Люттиху). По официальным английским данным, на территорию Англии упало 1054 Фау-2, жертвами которых стали 9277 человек (2754 убитых и 6523 тяжелораненых). В районе Антверпена разорвались 1265 ракет, которые наряду с Фау-1 стали причиной гибели 6448 человек. Фау-2Число раненых и пропавших без вести составило 23 368. При всей тяжести людских и материальных потерь, понесённых англо-американскими союзниками от ударов ракетного оружия, это был не тот результат, на который рассчитывало руководство Германии. Поставить Англию на колени массированным применением ракетного оружия не удалось,,.. Помимо социально-политических и военных аспектов в качестве причин называют, пожалуй главную – техническое несовершенство Фау-2. Запущенную в спешке в серийное производство ракету конструкторы продолжали дорабатывать с учётом проводившихся испытаний. Например, только в ходе освоения серийного производства первоначальный проект подвергся 65 тыс. поправок. Всё это, естественно, тормозило производство, так как часть уже изготовленных узлов приходилось дорабатывать. Одной из причин низкой надёжности ракет стал саботаж. Работавши на заводе «Миттельверк» заключённые и военнопленные, несмотря на жесточайшие наказания, умышленно выводили из строя оборудование, изготавливали сложные механизмы таким образом, что пройдя технический контроль, они выходили из строя при запуске ракеты или во время её полёта. В значительной степени именно благодаря этому непригодный к запуску оказывалась каждая вторая ракета. С окончанием второй мировой войны история Фау-2 не завершилась 11 апреля 1945 г. американские войска захватили завод «Миттельверк», где обнаружили 54 собранные ракеты. Кроме того, в сборочных цехах находились ещё 35 Фау-2 в той или иной степени готовности. Эти ракеты на 16 транспортных судах были отправлены в Америку, где стали настоящим открытием для американских инженеров. В первые послевоенные годы с помощью Вернера фон Брауна на их базе были созданы первые американские баллистические ракеты. Сильное впечатление произвело с немецкой военной техникой на советских инженеров. Несмотря на то, что работы по созданию жидкостных реактивных двигателей в СССР были начаты даже раньше, чем в Германии, а такие организации, как Ленинградская газодинамическая лаборатория (ГДЛ) и Московская группа по изучению ракетного движения (ГИРД), построили и испытали  1933-1934 гг. первые реактивные двигатели и ракеты, работы по жидкостно-реактивной тематике были свёрнуты, а ведущие специалисты в этом направлении репрессированы ещё в 1938 г. Так что создавать советское ракетное оружие пришлось заново, основываясь на немецких достижениях в этой области. И эта работа была проведена в короткие сроки  и с размахом. По всей территории Третьего рейха, оказавшейся в советской зоне оккупации, был приведён поиск конструкторской документации, узлов и механизмов ракет. В укомплектованных немецкими специалистами институтах «Берлин» и «Нордхаузен» были воссозданы недостающие чертежи. После постановления  ЦК КПСС и Совета Министров т13 мая 1946 г. в подмосковных Подлипках был создан НИИ-88 (ныне ЦНИИ машиностроения, г. Королёв), ставший головной организацией советского (а затем и российского) ракетостроения. По  отдельным направлениям формировалось более 30 специализированных НИИ и КБ. Промышленностью проводилась напряженная работа по освоению выпуска новых материалов, так как, например, из более чем 200 различных марок сталей, цветных металлов, тканей и резинотехнических изделий в СССР выпускалась примерно половина, а остальные вообще не имели аналогов. Промежуточный итог этой деятельности был подведён уже в октябре 1947 г. – на полигоне Капустин ЯР запущены 11 ракет, собранных из немецких деталей. Из этого числа 6 были собраны на опытном заводе НИИ-88. Через год, 8 октября 1948 г., на стартовую площадку была подана первая ракета, собранная целиком из отечественных деталей. Обозначение у неё было тоже отечественное – Р-1 (8А11, объект «Волга»). Она не являлась точной копией Фау-2. Там, где было необходимо, под руководством Главного конструктора при этом сохранив и улучшив характеристики базового образца. Р-1 после тщательных испытаний приняли на вооружение в 1951 г. Она стала своеобразной «школьной партой» для конструкторов, промышленности и военных, позволившей через некоторое время создать новые, более мощные образцы оружия этого вида.




    Похожие новости
  • A-4b
  • Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 «Saddler»
  • Ракетный комплекс Р-36 «Scarp»
  • Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С»
  • Тактический ракетный комплекс 9К79-1 «Точка-У»
  • Декабрь 2023 (8)
    Ноябрь 2023 (3)
    Октябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (1)
    Май 2023 (1)
    Апрель 2023 (1)
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930