» » Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-25C Titan-2

Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-25C Titan-2

  • Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-25C Titan-2Развертывание научно-исследовательских работ, связанных с повышением боевой эффективности американских МБР первого поколения (Atlas-D, E, F; Titan I), началось еще до принятия этих ракет на вооружение. Американские специалисты по ракетной технике сразу указали на два слабых места первых МБР – наличие криогенных компонентов топлива (жидкий кислород в качестве окислителя) и применение радиоинерциальной навигационной системы. Эти факторы значительно уменьшали эффективность первых МБР - увеличивали время, необходимое для запуска ракеты после получения соответствующего приказа и вынуждали строить стартовые площадки относительно близко друг к другу (для эффективного применения наземных систем наведения), что значительно повышало вероятность одновременного выведения из строя сразу нескольких МБР одним термоядерным ударом. Исследования по решению данных проблем проводил "Air Force Ballistic Missile Division" ( AFBMD - отдел ВВС по исследованиям баллистических ракет). Частично проблемы удалось решить уже на последних модификациях МБР первого поколения, но в целом этот комплекс проблем так и не обрел удовлетворительного решения.

     

    В июле 1958 года после длительных исследований AFBMD пришел к выводу, что путем глубокой модернизации МБР "Titan-1" можно получить ракету с принципиально новыми характеристиками и боевыми возможностями. Для модернизации были намечены следующие пути: применение на ракете высококипящих, самовоспламеняющихся компонентов топлива, увеличение диаметра второй маршевой ступени, применение форсированных двигателей на обеих маршевых ступенях. В январе 1959 года было принято решения об оснащении модернизированной МБР полностью инерциальной системой управления, что позволяло разместить новые ракеты шахтных пусковых установках "одиночного старта" (ШПУ ОС) и, таким образом, увеличить вероятность их выживания в случае превентивного термоядерного удара противника.

     

    В ноябре 1959 года Министерство обороны поручило ВВС начать программу разработки новой МБР, получившей название "Titan-2" (система SM-68B, а с 1962 года – LGM-25C). В свою очередь, ВВС обозначило главных подрядчиков, задействованных в новом проекте. Подрядчиком по разработке собственно ракеты и ряда ее систем в июне 1960 года была названа фирма "Glenn L. Martin Aircraft Company" (позже "Martin Marietta"). Она же была названа главным подрядчиком проекта в целом. Разработка двигателей обеих маршевых ступеней была поручена фирме "Aerojet General Corporation". Инерциальная система наведения разрабатывалась фирмой "AC Spark Plug". Разработка боевого блока была поручена фирме "General Electric". Опираясь на опыт разработки МБР "Titan-1" и значительную преемственность, постановка системы на вооружение планировалась в октябре 1962 года. В связи с этим, а также в связи с высокими характеристиками новой МБР, планы развертывания МБР "Titan-1" были сокращены в 2 раза – со 108 до 54 ракет. В свою очередь, новую МБР планировалось развернуть в количестве также 54 экземпляров.

     

    Программе разработки новой МБР был дан высший приоритет и результаты не заставили себя ждать – уже в декабре 1961 начались первые наземные испытания двигателей новой МБР. Первое подразделение, в котором должны были встать на боевое дежурство ракеты, было активировано 1 января 1962 года, за несколько месяцев до первого пуска МБР (570-я стратегическая ракетная эскадрилья 390-го стратегического ракетного крыла, авиабаза Дэвис-Монтэн, штат Аризона). 1 марта 1962 года была активирована 532-я стратегическая ракетная эскадрилья 381-го стратегического ракетного крыла, авиабаза Маконнелл, штат Канзас. Программа испытательных запусков была открыта 16 марта того же года успешным пуском "Titan-2" с Восточного испытательного ракетного полигона (авиабаза Патрик, штат Флорида). 1-го апреля того же года на авиабазе Литтл Рок, что в штате Арканзас, была торжественно активирована 373-я стратегическая ракетная эскадрилья 308-го стратегического ракетного крыла, а 1-го мая – 571-я стратегическая ракетная эскадрилья 390-го стратегического ракетного крыла на авиабазе Дэвис-Монтэн в штате Аризона. Подразделения вскоре начали ставить на боевое дежурство первые МБР. 1 августа и 1-го сентября того же года на авиабазах Макконнелл и Литтл Рок были активированы 533-я и 374-я стратегические ракетные эскадрильи, соответственно, закончив, таким образом, структурное формирование 3-х стратегических ракетных крыльев под МБР "Titan-2". Персонал каждого крыла составлял примерно 1 000 человек. В свою очередь, каждое крыло состояло из эскадрилий – двух стратегических ракетных (по 9 ракет в каждом) и одной эскадрильи технического обслуживания ракет. В свою очередь, каждое стратегическое ракетное крыло входило в состав авиакосмической дивизии, которая входило в состав конкретной воздушной армии. C 1978 года на ракетах "Titan-2" стали проходить службу и женские экипажи.

     

    16 февраля 1963 года состоялся первый (неудачный) запуск новой МБР с Западного испытательного ракетного полигона (авиабаза Ванденберг, штат Калифорния), после чего было принято довольно рискованное решение о начале процедуры установки рашет в шахты для несения боевого дежурства - первая МБР была поставлена на боевое дежурство 31 марта 1963 года, все 54 МБР были поставлены на боевое дежурство к 1 января 1964 года.

     

    9 апреля 1964 года МБР "Titan-2" совершила свой финальный испытательный запуск в серии из 33 пусков (из них 5 неудачных). ВВС приступили к выполнению серии партионных запусков. Запуск 9 апреля 1964 года был последним пуском новой МБР с Восточного ракетного полигона. В дальнейшем все пуски проводились с Западного ракетного полигона. В 1964 году было выполнено 5 партионных запусков (все успешно), что позволило ВВС объявить о достижении ракетной системой полной боевой готовности.

     

    В 1965 году ВВС приступили к учебно-боевым пускам новых МБР, которые выполнялись штатными экипажами САК. В 1965-1966 годах было выполнено 19 пусков (все успешно). В конце 1964 года началась первая комплексная программа по повышению боевых возможностей нового комплекса. Она состояла из двух основных частей (подпрограмм):"Project Yard Fence" и "Project Green Jug". В ходе программы модернизировались с целью повышения надежности и простоты обслуживания отдельные узлы и агрегаты двигательной, топливной, электромеханической и пневмогидравлической систем МБР, заменялись ряд узлов и механизмов стартового комплекса, устанавливались дополнительные системы амортизации ракеты в шахте, поддержания микроклимата и системы связи. Все это позволило повысить устойчивость комплекса к ПФЯВ (особенно к избыточному давлению во фронте ударной волны и к сейсмодинамическому смещению почвы), уменьшить время от получения команды на старт до запуска ракеты, повысить вероятность доведения команд вышестоящими звеньями управления.

     

    Учебно-боевые пуски ракет усовершенствованного комплекса начались в 1966 году и по 1969 год включительно было выполнено 13 запусков (все успешно, еще 1 запуск был отменен по техническим причинам). Кроме того, в этот же период времени был совершен еще один пуск МБР "Titan-2" в рамках специального испытательного задания. Полет был выполнен успешно. Таким образом, к концу 1969 года МБР совершила в общей сложности 71 запуск (из них 5 неудачных). Еще один пуск был отменен по техническим причинам. Таким образом, в целом МБР демонстрировала достаточно высокий уровень надежности. Тем не менее, этот период эксплуатации МБР был омрачен двумя трагическими происшествиями в эксплуатирующих частях – 9 августа 1965 года в ходе модернизационных работ на одной из шахт авиабазы Литтл Рок произошло воспламенение гидравлической жидкости из-за искр сварки. В дыму и пламени пожара погибли 53 инженера и рабочих, работавших в тот момент в шахте. Еще двоим удалось спастись. В результате инцидента была повреждена (но не взорвалась) МБР, стоявшая в заправленном состоянии в шахте, но без ГЧ. Шахта также была повреждена и вошла снова в строй только через 13 месяцев. 28 января 1968 года в том же ракетном крыле во время работ по осмотру ракеты упал с высоты и погиб один из членов экипажа.

     

    В 1971 году для МБР начался новый этап: учебно-боевые пуски были сопряжены с выполнением заданий по испытаниям радиолокационного компонента создававшейся в тот период системы зональной ПРО "Safeguard". В ходе этих испытаний МБР "Titan-2" имитировала советские тяжелые МБР Р-36 и частично Р-36О. В период 1971-1974 годов в рамках этой программы было выполнено 6 пусков (все успешно), еще 2 пуска были отменены по техническим причинам. В 1975 году было выполнено еще три запуска по двум различным программам – программе специальных испытаний (1 запуск, успешно) и программе испытаний систем противоракетной обороны (2 запуска, успешно).

     

    Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-25C Titan-2В 1976 году МБР "Titan-2" совершила свой последний (и успешный) учебно-боевой полет, который проводился в рамках испытаний новой инерциальной системы управления типа "Universal Space Guidance System", разработанной фирмой "Delco Carousel".

     

    Первоначальный гарантийный срок для данной МБР составлял 10 лет, но в течение срока нахождения этой МБР в составе сил постоянной готовности САК ВВС США гарантийный срок неоднократно продлевался.Продление осуществлялось в рамках программ Reliability and Aging Surveillance Program (Программа технического надзора за изменениями в результате старения/Программа повышения надежности; цель программы - продление гарантийного срока стартового комплекса и ракеты в целом, за исключением ЖРД) и Service Life Analysis Program (Программа анализа гарантийного срока; цель программы - продление гарантийного срока ЖРД ракеты).НИОКР по обеим программам и собственно сами программы были завершены к концу сентября 1985 года, когда комплекс уже вовсю снимался с вооружения.Обе программы продолжались 16 лет.

     

    Во второй половине 70-х годов ракетный комплекс с МБР "Titan-2" прошел очередную модернизацию, главным элементом которой стало оснащение МБР новой инерциальной системой управления, что позволило повысить точность стрельбы и устойчивость ракеты к ПФЯВ. Кроме того, некоторой модернизации подвергся и стартовый комплекс – повысилась устойчивость к ПФЯВ (особенно к электромагнитному импульсы и потокам элементарных частиц), повысилась вероятность доведения команд управления из вышестоящих звеньев, полностью обновилась контрольно-проверочная аппаратура.

     

    Во второй половине 70-х и начале 80-х годов в частях, эксплуатирующих МБР, произошло несколько случаев, связанных с гибелью людей, из них 2-а были авариями с самыми тяжелыми последствиями. 8 октября 1976 года в шахте ракетного крыла базы Литтл Рок (кстати в той самой шахте, где произошла тяжелейшая авария 9 августа 1965 года) во время процедуры уборки гидравлической жидкости задохнулся один из членов экипажа. Тяжелая авария случилась 24 августа 1978 года в ракетном крыле, базировавшемся на авиабазе Макконнелл. Из-за крупной утечки токсичного окислителя во время процедуры заправки МБР был нанесен значительный ущерб МБР и самой шахте, погибло 2 и было ранено 25 человек персонала. На некоторое время были эвакуированы жители близлежащих городков.Попытка восстановить ШПУ была предпринята в результате программы "Project Pacer Down", решение о начале которой было принято в сентябре 1980 года, а работы начались в августе 1981 года с предполагаемой датой окончания в январе 1982 года.Однако с учетом принятого в октябре 1981 года высшим руководством США решения о снятии комплекса с МБР "Titan-2" с вооружения практически оконченные восстановительные работы к декабрю 1981 года были прекращены. Стартовый комплекс был законсервирован,а затем,наряду с прочими однотипными,уничтожен.

     

    Авария с еще более серьезными последствиями случилась 19 сентября 1980 года на одном из стартовых комплексов традиционно несчастливого крыла авиабазы Литтл Рок. При проведении работ по повышению давления наддува в баке окислителя второй ступени техник, выполнявший работу, выронил тяжелый инструмент, пробивший в падении бак горючего первой ступени. Персонал стартового комплекса был эвакуирован после прибытия смешанной команды военных и гражданских специалистов для ликвидации аварии. В шахту была отправлена на разведку группа из 2-х человек, чьи приборы зарегистрировали в шахте наличие взрывоопасных компонентов. Был отдан приказ об эвакуации разведгруппы и персонала смешанной команды, но было поздно – мощнейший взрыв десятков тонн самовоспламеняющихся компонентов топлива потряс округу. Ударная волна детонировавшей первой ступени вырвала закрытую железобетонную крышку шахты весом 740 тонн, после чего вторая ступень вместе с ГЧ были выброшены из шахты. Поврежденная вторая ступень, вылетев из шахты, взорвалась с несколькими десятками тонн чрезвычайно токсичного топлива, в результате чего ГЧ была подброшена на 200 м в воздух и была повреждена, а при падении разрушилась. В результате аварии погиб 1 и был ранен еще 21 человек. МБР и шахта были полностью разрушены (шахта так и не была восстановлена). На некоторое время были эвакуированы жители близлежащих городков.

     

    Межконтинентальная баллистическая ракета LGM-25C Titan-2По результатам расследования Президент CША Р.Рейган в октябре 1981 года принял решение о деактивации всех МБР "Titan-2" к 01.10.1987г. Операция по деактивации, получившая название “Rivet Cap”, началась 2 июля 1982 года на авиабазе Дэвис-Монтэн, когда с целью испытаний из ШПУ ОС стартового комплекса 570-9 была извлечена МБР, в результате чего этот комплекс формально стал первым комплексом, снятым с боевого дежурства в рамках “Rivet Cap”.Официальная же дата начала операции - 30 сентября того же года,когда там же был снят с боевого дежурства комплекс 571-6.После демонтажа ГЧ и слива компонентов топлива МБР поступенно (традиционно для ВВС США) извлекались из шахт и отправлялись для складирования на авиабазу Нортон в штате Калифорния (любопытно, что после закрытия авиабазы Нортон все оставшиеся МБР "Titan-2" вернулись для дальнейшего хранения на авиабазу Дэвис-Монтэн), после чего из стартового комплекса изымалось все ценное оборудование, шахта взрывалась и засыпалась гравием и землей, подземные туннели заливались бетоном, командные пункты и входы/выходы опечатывались,заваривались и также заливались слоем бетона (исключение было сделано только для одного комплекса на авиабазе Дэвис-Монтэн, который стал музеем, в шахте комплекса стоит учебная МБР). Первый стартовый комплекс (570-7) был уничтожен там же 30 ноября 1983 года.1 декабря того же года САК ВВС прекратило подготовку нового персонала для данного типа МБР.2 апреля 1984 года, однако, программа снятия МБР с вооружения была временно прекращена (до 25 мая) Главным штабом ВВС в связи с тем,что была временно приостановлена работа промышленных мощностей по хранению и переработке компонентов жидкого топлива.31 июля 1984 года было расформировано 390-е стратегическое ракетное крыло (база ВВС Дэвис-Монтэн,Аризона).К этому времени уже около месяца (со 2 июля) велись деактивационные работы в 381-м стратегическом ракетном крыле (база ВВС Макконнелл, Канзас).Именно там 2 ноября 1984 года при проведении процедуры выгрузки компонентов топлива с МБР, стоявшей в ШПУ ОС, произошел крупный пожар.Жертв не было, однако процедура деактивации ракетного комплекса была снова приостановлена и возобновилась только в январе 1985 года. 381-е крыло было официально расформировано 2 августа 1986 года. 24 апреля 1985 года началась деактивация МБР и в 308-м стратегическом ракетном крыле (база ВВС Литтл Рок, Арканзас).Последняя МБР данного крыла была снята с боевого дежурства 5 мая 1987 года, а само крыло было расформировано 18 августа того же года.История МБР "Titan-2" - «Динозавра среди МБР» (как называли ее американские ракетчики) закончилась.

     

    Следует отметить, что с окончанием боевой службы МБР "Titan-2" отслужившим ракетам было найдено новое применение – в качестве конверсионной жидкостной РН. В 1986 году Министерство обороны выдало заказ о переоборудовании в РН 8 МБР из 54-х, имевшихся в наличии. В 1987 году был выдан заказ на переоборудование еще 6 МБР. РН получила название "Titan-2G" и применялась в основном для запуска военных спутников и спутников двойного назначения. Первый запуск РН с Западного ракетного полигона состоялся в сентябре 1988 года. Последний – в октябре 2003 года. Всего было выполнено 13 запусков (из них 2 неудачных, но причины неудач не были связаны с самой РН). От дальнейшей эксплуатации комплекса решено было отказаться, несмотря на наличие еще довольно существенного парка законсервированных МБР (около двух десятков). Основными причинами отказа были названы дороговизна переоборудования и проверки МБР, а также невысокая техническая надежность ряда систем, отмеченная в двух последних запусках (что связывалось с довольно приличным возрастом МБР, используемых в программе).

     

    Старт РН Титан-2 Gemini

     

    История МБР "Titan-2" будет неполной без рассказа об еще одном аспекте применения модернизированного варианта этой ракеты – в качестве РН при выполнении американской пилотируемой программы освоения космоса "Gemini". Для того, чтобы приспособить ракету для вывода на орбиту Земли пилотируемого космического корабля с экипажем на борту в конструкцию был внесен ряд изменений. Главным изменением стала замена инерциальной системы управления МБР на радиоинерциальную систему управления Mod III (G), разработанную корпорацией "General Electric". Кроме того, был внесен ряд изменений, связанных с повышением надежности ряда систем, установки телеметрии и пр. Первоначально планом предусматривалось резервирование за NASA 15 модернизированных ракет "Titan-2". Позже из-за удорожания программы в целом количество зарезервированных ракет было уменьшено до 12. Первый испытательный старт по программе состоялся 8 апреля 1964 года, второй и заключительный – только 19 января 1965 года. После этого было решено приступить к пилотируемым полетам, первый старт по программе которых состоялся 23 марта 1965 года, а десятый и последний – 11 ноября 1966 года. Всего за период 1964 – 1966 годов по программе "Gemini" было совершено 12 запусков – все успешно, хотя в отдельных полетах из-за проблем, несвязанных с ракетой-носителем, не все поставленные задачи были выполнены до конца.

     

    Оценивая проект в целом, следует отметить, что для периода конца 50-х – начала 60-х годов американским инженерам и ученым удалось создать действительно совершенную ракету, самую мощную МБР в арсенале САК ВВС США того времени. Более мощную тяжелую жидкостную МБР удалось создать только советским специалистам – ракету Р-36, которая начала поступать в части РВСН СССР в 1967 году. Советским специалистам удалось добиться значительно бoльших успехов не только в строительстве, но и вопросах надежности эксплуатации жидкостных МБР, что является законной гордостью нашей страны. Американцы же сделать этого так и не смогли - за почти четвертьвековой период эксплуатации сравнительно небольшого парка МБР "Titan-2" произошло 4 тяжелых аварии с большим количеством погибших и раненых, в ходе этих аварий МБР и стартовые комплексы были тяжело повреждены. Тем не менее, для своего времени ракета "Titan-2" была действительно выдающейся конструкцией – даже в 1975 году (10 лет спустя после окончания постановки МБР "Titan-2" на вооружение) ракеты этого типа, составляя всего около 5% от общего количества американских МБР, могли доставить к целям более 37% мегатоннажа от общего количества мегатоннажа всех американских МБР. С другой стороны, такое долголетие этой ракеты можно объяснить и тем, что длительное время для нее просто не было достойной замены, что задерживало ее снятие с вооружения (при том, что СССР в ответ на быстрый рост возможностей американских СЯС неуклонно совершенствовал свои жидкостные МБР тяжелого класса – Р-36, Р-36О, а затем и Р-36М, Р-36МУТТХ, Р-36М2 "Воевода" ). Даже поступление в ограниченном количестве на вооружение САК ВВС США новейшей твердотопливной МБР LGM-118A "Peacekeeper" и установка ее в модернизированные шахты ракет LGM-30G "Minuteman-3" во многом было мерой вынужденной, просто к этому времени уже начал осуществляться проект по деактивации МБР "Titan-2", и американцам срочно нужно было «продемонстрировать Советам свою национальную волю» (решение было принято Президентом Рейганом по результатам работы комиссии генерала Б. Скоукрофта).

     

    По опубликованным данным, в течении 1962 - 1967 годов была выпущена 131 ракета, из них 12 – в модифицированном варианте в качестве РН для программы пилотируемых полетов "Gemini".Кроме того, МБР "Titan-2" послужила основой при создании целого семейства американских тяжелых ракет-носителей ("Titan-3","Titan-3A","Titan-3B","Titan-3C","Titan-3D","Titan-3E","Titan-34B","Titan-34D", "Titan-4A","Titan-4B"), использование которого для запусков гражданской и военной полезной нагрузки окончательно прекратилось только в 2005 году. За более чем 41 с половиной год с 1962 по 2003 годы было совершено 106 запусков ракеты "Titan-2" в различных вариантах по различным программам, из которых неудачными в связи с проблемами самой ракеты было только 5.

     

    В наше время банки предлагают своим клиентам самые разнообразные депозитные программы, дабы каждый человек мог найти серди всего именно тот вариант, который максимально учитывает его пожелания по срокам и ставкам. Сегодняшний банковский депозит – это не только возможность приумножить свои сбережения, но и выгодно распорядиться деньгами с минимальными потерями при инфляции. В любом случае, каждый человек в праве сам решать, как и куда нести свои деньги, или хранить их под матрасом.




    Похожие новости
  • БРПЛ "Polaris-A3TK"
  • ADM-20A/B/C "Quail" - крылатая ракета-ложная цель
  • Баллистическая ракета средней дальности S-3
  • Стратегический ракетный комплекс Р-16 с ракетой 8К64 «Saddler»
  • Оперативно-тактический ракетный комплекс 9К76 «Темп-С»
  • Декабрь 2023 (8)
    Ноябрь 2023 (3)
    Октябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (1)
    Май 2023 (1)
    Апрель 2023 (1)
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930