САУ Ferdinand

  • САУ Ferdinand«Ferdinand» (нем. Фердина́нд) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса истребителей танков. Также называлась «Элефант» (нем. Elefant — слон), 8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), Sturmgeschütz mit 8,8 cm PaK 43/2. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.184. Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является самым известным представителем класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд[1].

     

    САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси не принятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии. В дальнейшем эти машины участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии, закончив свой боевой путь в пригородах Берлина[2]. В Красной армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку.

     

    История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше» и «Хеншель». Зимой 1942 года началось изготовление опытных образцов танков, получивших название VK 4501 (P) («Порше») и VK 4501 (H) («Хеншель»). 20 апреля 1942 года, в день рождения фюрера, опытные образцы были продемонстрированы Адольфу Гитлеру, проведя показательные стрельбы. Оба образца показали близкие результаты и решение о выборе образца для серийного производства не было принято. Фюрер настаивал на параллельном производстве обоих типов, военное руководство склонялось к машине Хеншеля. В апреле — июне испытания были продолжены, параллельно фирма «Нибелунгенверке» начала сборку первых серийных «Тигров» Порше. 23 июня 1942 года на совещании у Гитлера было решено иметь в серийном производстве только один тип тяжелого танка, которым стала машина фирмы «Хеншель». Причиной этого считаются проблемы с электромеханической трансмиссией танка Порше, малый запас хода танка, необходимость разворачивания серийного производства двигателей для танка[2]. Определённую роль сыграл и конфликт Фердинанда Порше и немецкого Управления Вооружений[1].

     

    САУ FerdinandНесмотря на принятое решение, Порше не прекращал работы над совершенствованием своего танка. 21 июня 1942 года рейхсминистерство вооружения и боеприпасов на основании личного распоряжения Гитлера дало указание об установке на танк мощной 88-мм пушки с длиной ствола 71 калибр. Однако, установка данной пушки в существующую башню оказалась невозможной, о чём руководство завода «Нибелунгенверке» сообщило 10 сентября 1942 года. Параллельно также по инициативе Гитлера прорабатывался вопрос об установке на шасси танка трофейной французской 210-мм мортиры в неподвижной рубке[2].

     

    Ещё в марте 1942 года А. Гитлер приказал создать тяжёлый истребитель танков, вооружённый мощной 88-мм пушкой PaK 43[1]. 22 сентября 1942 года фюрер высказался о необходимости переделки шасси «Тигра» Порше в такую установку, одновременно усилив лобовое бронирование до 200 мм. Официально Порше был уведомлён о переделке танка в самоходное орудие 29 сентября, однако проигнорировал это указание, надеясь на принятие на вооружение своего танка с новой башней для размещения длинноствольной 88-мм пушки. Однако 14 октября 1942 года Гитлер потребовал немедленно начать работы по переделке шасси танков Порше в САУ[2]. Для ускорения работ к проектированию штурмовых орудий была привлечена фирма «Алькетт», имевшая большой опыт в данной области.

     

    При проектировании «Фердинанда» Порше использовал опыт создания двух экспериментальных САУ 12,8 cm K 40 (Sf) auf VK3001 (H). Эти тяжёлые машины, вооружённые 128-мм зенитными пушками, проходили войсковые испытания в 1942 году. Проект «конверсии» танков в САУ делался КБ «Порше» и фирмой «Алькетт» в большой спешке, что не лучшим образом отразилось на конструкции машины — в частности, по причинам технологического характера (необходимость изготовления выреза в 200-мм броне, к тому же ослаблявшего лобовую плиту) построенные самоходки не имели предусмотренного проектом курсового пулемёта и наклонного расположения листов дополнительного бронирования[1]. Корпус исходного танка подвергался минимальным изменениям, главным образом, в кормовой части; в то же время, общая компоновка машины подверглась существенным переделкам. Поскольку новое орудие имело значительную длину ствола, бронированную рубку с пушкой было решено установить в кормовой части корпуса, ранее занятой двигателями и генераторами, которые, в свои очередь, были перемещены в середину корпуса. Механик-водитель и радист, оставшиеся на своих местах в передней части корпуса, оказывались таким образом «отрезанными» от всего остального экипажа. Вместо не доведённых и не находящихся в серийном производстве двигателей Порше были установлены двигатели «Майбах», что привело к необходимости полной переделки системы охлаждения. Также, были заново спроектированы бензобаки увеличенной ёмкости. 28 декабря 1942 года проект САУ был рассмотрен и в целом одобрен (в ходе обсуждения проекта были высказаны требования к снижению веса машины, которые были удовлетворены рядом мероприятий, в частности уменьшением боекомплекта)[2].

     

    В январе 1943 года на фирме «Нибелунгенверке» началась переделка танковых шасси в САУ. К весне 1943 года первые машины начали поступать на фронт. В знак уважения к создателю Гитлер в феврале 1943 года приказал присвоить новым самоходкам его имя[1].

    [править] Серийное производство

     

    Работы по переделке первых двух шасси Tiger (P) в САУ начались в январе 1943 года на фирме «Алькетт». Модернизация корпусов с усилением их бронирования проходила на заводе «Обердонау» в Линце. В январе фирма отгрузила 15 корпусов, в феврале — 26, в марте 37 и в апреле — 12. Рубки самоходок были заказаны фирме «Крупп». Изначально планировалось, что окончательную сборку всех САУ будет проводить фирма «Алькетт», но в феврале 1943 года рейхсминистр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер предложил поручить эту работу фирме «Нибелунгенверке», что существенно облегчало транспортировку машин (предприятие «Нибелунгенверке» в Санкт-Валентине находилось всего в 20 км от завода «Обердонау» в Линце). Это предложение было принято, и все САУ, кроме первых двух, изготавливались на фирме «Нибелунгенверке». Первая серийная машина вышла на испытания на Куммерсдорфском полигоне в апреле 1943 года, в этом же месяце было сдано 30 машин, остальные прошли приёмку в мае. Всего было изготовлено 90 «Фердинандов», которые после окончательнго снаряжения боеприпасами, радиостанциями, запасными частями и инструментом были переданы в войска — 29 машин в апреле, 56 в мае и 5 в июне 1943 года[2].

    [править] Организационно-штатная структура

     

    Изначально «Фердинанды» входили в состав двух тяжёлых истребительно-противотанковых батальонов (дивизионов) — schwere Panzerjägerabteilung (653-го и 654-го). В каждом батальоне первоначально было три роты по три взвода каждая, в каждом взводе четыре машины, плюс две машины при командире роты; также имелась штабная рота из трёх машин. Таким образом, всего в каждом батальоне насчитывалось 45 САУ. Оба батальона входили в сформированный 8 июня 1943 года 656-й танковый полк. Помимо «Фердинандов», полк включал 216-й батальон штурмовых танков Sturmpanzer IV, а также 213-ю и 214-ю роты радиоуправляемых транспортёров взрывчатки Borgward[3]. В конце августа 1943 года оставшиеся в строю «Фердинанды» были сведены в 653-й батальон, а 654-й батальон убыл в Орлеан для переучивания на танки «Пантера». К концу августа 1944 года 653-й батальон, понёсший большие потери, был выведен на переформирование в Австрию, а оставшиеся «Элефанты» свели в одну 2-ю роту, 15 декабря 1944 года переименованную в 614-ю отдельную роту тяжёлых истребителей танков — 614. schwere Heeres Panzerjägerkompanie[4].

    [править] Боевое применение

    Тяжелое штурмовое орудие "Элефант", повреждённое в бою в Италии апрель-май 1944 год

     

    «Фердинанды» дебютировали в июле 1943 года под Курском, после чего активно участвовали в боях на Восточном фронте и в Италии вплоть до конца войны. Последний бой эти самоходные орудия приняли в пригородах Берлина весной 1945 года.

    [править] Курская битва

     

    По состоянию на июль 1943 года все «Фердинанды» находились в составе 653-го и 654-го тяжёлых противотанковых батальонов (653. schwere Panzerjägerabteilung и 654. schwere Panzerjägerabteilung). Согласно плану операции «Цитадель», все САУ этого типа должны были быть использованы для атак советских войск, оборонявших северный фас Курской дуги. Тяжёлым САУ, неуязвимым от огня штатных противотанковых средств, отводилась роль бронированного тарана, который должен был пробить хорошо подготовленную глубокоэшелонированную советскую оборону.

     

    Первые упоминания об участии в боях новых немецких САУ относятся к 8 июля 1943 года. Массированное применение «Фердинандов» немцами началось 9 июля в районе станции Поныри. Для штурма мощной советской обороны в этом направлении немецкое командование создало ударную группу в составе 654-го батальона «Фердинандов», 505-го батальона «Тигров», 216-го дивизиона штурмовых орудий «Sturmpanzer IV» и некоторых других подразделений танков и САУ. 9 июля ударная группа прорвалась через совхоз «1 Мая», однако понесла потери на минных полях и от огня противотанковой артиллерии. 10 июля стал днём наиболее ожесточённых атак под Понырями, немецким САУ удалось выйти к окраинам станции. По немецкой бронетехнике вёлся массированный огонь артиллерией всех калибров, включая 203-мм гаубицы Б-4, в результате чего многие САУ, пытаясь маневрировать, вышли за пределы разминированных проходов и подорвались на минах и фугасах. 11 июля ударная группа была сильно ослаблена передислокацией 505-го батальона «Тигров» и других частей, интенсивность атак «Фердинандов» существенно снизилась. Немцы отказались от попыток прорыва советской обороны, 12 и 13 июля занимаясь попытками эвакуации подбитой бронетехники. Но эвакуировать подбитые «Фердинанды» немцам не удалось, вследствие их большой массы и отсутствия достаточно мощных ремонтно-эвакуационных средств. 14 июля, не выдержав атаки советских войск, немцы отошли, подорвав часть не подлежавшей эвакуации техники. Трофеями советских войск стал 21 «Фердинанд». Другое соединение тяжёлых САУ, 653-й батальон, действовал в районе посёлка Тёплое 9—12 июля. Бои здесь отличались меньшей интенсивностью, потери немецких войск составили 8 «Фердинандов». В дальнейшем, в ходе отступления немецких войск в июле — августе 1943 года, периодически происходили бои небольших групп «Фердинандов» с советскими войсками. Последние из них произошли на подступах к Орлу, где советскими войсками в качестве трофеев достались несколько подготовленных к эвакуации повреждённых «Фердинандов». В середине августа оставшиеся боеспособными САУ немцы перебросили в районы Житомира и Днепропетровска, где часть из них встала на текущий ремонт — замену орудий, прицельных приспособлений, косметическому ремонту броневых листов.

     

    Безвозвратные потери САУ «Фердинанд» в Курской битве составили 39 машин. По утверждениям немецкой стороны, за июль — август 1943 года 653-й и 654-й батальоны подбили и уничтожили более 500 советских танков и более 100 артиллерийских орудий.




    Похожие новости
  • Sturmgeschütz IV
  • САУ Nashorn
  • Marder I
  • Jagdpanzer IV
  • Jagdpanzer 38(t)
  • Декабрь 2023 (8)
    Ноябрь 2023 (3)
    Октябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (1)
    Май 2023 (1)
    Апрель 2023 (1)
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 


    Хороший коврик для мыши лучшие коврики для мыши.