САУ периода Второй Мировой войны, лёгкая по массе. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz.135. Эта боевая машина была создана в 1941 году на базе бывших французских бронетранспортёров «Lorraine», захваченных Вермахтом в 1940 году. Также в качестве ходовой части для сходных по конструкции и назначению САУ под тем же названием применялись и шасси трофейных лёгких танков «Гочкис» H 35 и H 39, а также «Рено» R 35. Стимулом для появления этой САУ стала потребность Вермахта в повышении мобильности тяжёлой противотанковой артиллерии, острая необходимость в которой выявилась в боях 1941 года на Восточном фронте.
Переделкой трофейных БТР в САУ занималась фирма «Альфред Беккер» в г. Крефельд летом 1942 года. Орудийная установка размещалась в кормовой части машины в неподвижной бронированной рубке, открытой сверху и сзади. Большинство Marder I вооружались 76-мм пушкой Pak 36(r), немецкой модернизацией захваченных советских 76-мм дивизионных пушек обр. 1936 г. (Ф-22). У орудия растачивалась камора под более мощный боеприпас и органы управления переносились на одну сторону для удобства наводки одним членом экипажа. Небольшое количество поздних переделанных в САУ БТР «Lorraine» в качестве основного вооружения имели адаптированную для установки на самоходную базу 75-мм противотанковую пушку Pak 40. Всего было изготовлено 185 САУ Marder I.
Бронепробиваемость и осколочно-фугасное действие снарядов обеих пушек были довольно близкими. В бой САУ серии Marder I пошли не сразу, используясь в 1942—1943 годах в основном для учебных целей для дислоцированных во Франции частей. Однако после высадки союзников в Нормандии в июне 1944 года их сразу же стали интенсивно использовать по прямому назначению. Небольшое их количество перебросили на восточноевропейский и итальянский театры военных действий. Несмотря на определённую степень импровизации при их создании, они зарекомендовали себя как мощное противотанковое средство, способное поразить любой танк союзников того времени. Только поздние модификации тяжёлых советских ИС-2 и британских «Черчиллей» обеспечивали во фронтальном секторе защиту от их огня. Хотя машина рассматривалась как временная мера до поступления в войска достаточного количества истребителей танков, она использовалась вплоть до последних дней войны. Одна уцелевшая САУ этого типа экспонируются в танковом музее французского города Сомюр.
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |