В конце далекого 1903 года в городке Китти-Хоук (штат Северная Каролина, США) местный инженер Оруэлл Райт впервые попробовал взлететь на собранном вместе с братом летательном аппарате. Самолет действительно взмыл на небольшую высоту и пролетев почти 36 метров через 12 секунд благополучно приземлился. Этот небольшой фактически прыжок, тем не менее, стал первым полетом на управляемом самолете в истории человечества и ознаменовал собой начало славной эры авиации, которая длится вот уже более 100 лет.
Однако авиация стала одной из сфер деятельности человека, в которой жизнь человека настолько сильно зависит от обычных часов. Временной показатель присутствует практически в каждом из параметров полета: разбег, набор высоты, достижение контрольной точки, контроль скорости и расхода топлива, снижение, посадка и т.п. Более того, даже метеорологические условия могут зависеть от времени суток. Потому авиация фактически с самого своего рождения уже была обязана часам. Еще с начала прошлого века и до Второй мировой пилоты обходились без радиокомпаса, радара, не говоря уже о GPS-приборах, ориентируясь в пространстве фактически "на глаз", а свои координаты высчитывали по обычному компасу и своим наручным часам.
Именно благодаря таким часам Луи Блерио 25 июля 1909 года на сконструированном им же самолете Blerio ХІ сумел впервые пересечь пролив Ла-Манш. Топлива у него было всего на 40 минут полета. Блерио понадобилось 37. Да и у Чарльза Линдберга, который на своем Spirit of St.Louis в 1927 году впервые пересек Атлантику, за 33 с половиной часа перелетев из Лондона в Париж, были только его Longines. Однако у Линдберга кроме часов, храбрости и находчивости была еще и солидная доля везения. По словам пилота он случайно обнаружил несколько рыбацких шхун, спикировал и практически задевая крыльями мачты, перекрикивая рев двигателя, уточнил правильный курс к берегам Ирландии. Часы верно служили экипажу Валерия Чкалова во время перелетов через Северный полюс. И всего через несколько лет помогали воевать лучшим асам Второй Мировой: Покрышкину, Кожедубу, Малану, Ягеру, Руделю и Хартманну.
Однако и часовое дело развивалось во многом благодаря именно авиации. К примеру, своим появлением современные наручные часы обязаны многолетней дружбе летчика Альберто Сантуша-Дюмонта и известного часового мастера Луи Картье. В 1904 году ювелир Картье изготовил персонально для бразильца специальные часы, по которым тот мог контролировать время, не убирая рук со штурвала самолета. А в 1915 году Гастон Брайтлинг создал первый наручный хронограф тоже для летчиков.
Изначально часы для пилотов должны были соответствовать очень высоким требованиям. Кроме высокой точности хода такие часы должны были быть устойчивыми к вибрациям, температурным перепадам, скачкам давления и смене магнитных полей. Более того, авиаторам требовались часы не только с надежными и точными механизмами, но и с соответствующим внешним исполнением. По этой причине для таких часов был однажды разработан специальный стиль, который в последствии назвали "приборным". Кроме этого, было изобретено также антибликовое покрытие защитного стекла циферблата. И вот за несколько десятилетий успел сформироваться характерная фактура авиационных часов. В подавляющем большинстве случаев это хронограф с поворотным безелем, высококонтрастным циферблатом увеличенного диаметра с отлично читаемыми арабскими цифрами и отчетливыми стрелками, противоударным стеклом с антибликовым покрытием и прочным браслетом, который без труда можно застегнуть не только на запястье, но поверх рукава летного костюма. Сегодня в часах для пилотов используется также "вечная" тритиевая подсветка циферблата, которая бесперебойно функционирует в течение десятилетий без какой-либо дополнительной подзарядки.
Кстати, сегодня многие думают, что глобальная компьютеризация несколько приуменьшила значение часов в авиации, однако мнение это ошибочно. Современная авионика или другими словами электронная начинка самолета - это первое, что выходит из строя, если самолет подвергся атаке противника или, что случается гораздо чаще, попал в грозовой фронт с сильной наэлектризованностью. В таких случаях, как и много лет назад, на помощь пилотам приходят обычные наручные часы. Реактивный самолет, разумеется, гораздо более совершенен "этажерок" начала прошлого века, однако уступает им в одном - он не может так планировать. Потому ошибка в расчете времени полета сегодня стоит в несоизмеримо дороже, чем даже 50 лет назад. Но не будем о плохом...
12 апреля 1961 г. человек впервые отправился в космос. На запястье Юрия Гагарина в тот великий день были часы "Штурманские" выпуска Превого Московского часового завода, с которых началась история часов космических. С самого начала освоения околоземного пространства к таким часам всегда предъявлялись максимально высокие требования, но прежде всего такие часы должны выдерживать мощную вибрацию двигателей ракетоносителя на старте и сохранять высокую точность хода в невесомости. Так появились знаменитые Speedmaster Professional от Omega, с которыми человек впервые ступил на поверхность Луны. Как известно, сразу после старта Лунной экспедиции 16 июля 1969 года бортовые часы корабля Apollo XI вышли из строя, и экипажу пришлось проводить хронометраж полета фактически вручную. Нил Армстронг спустился на Лунный грунт в часах, которые были одеты поверх рукава космического скафандра. И Speedmaster Professional не подвели: эти часы были разработаны для работы не только в вакууме, но и при температурных перепадах в сотни градусов.
Такие часы больше чем любая другая вещь, ставшая свидетелем или участником великого исторического события, с течением времени приобретают огромную ценность, становясь предметом гордости для своего хозяина и целью для коллекционеров. О "Штурманских" Гагарина легенды ходят до сих пор. По одной из версий часы эти находятся в музее Первого часового, по другой - были проданы в 1993 году на престижнейшем аукционе Sotheby's за $25 875 — ценовой рекорд для советских часов серийных партий. А Omega Speedmaster одного из членов экипажа Apollo XI вовсе была украдена и бесследно исчезла вероятно в одной из частных коллекций. К слову, не меньшей популярностью у коллекционеров пользуются также копии знаменитых моделей, которые были выпущены в ограниченном количестве. Со временем такие часы становятся только дороже. Потому авиационные часы выпускают и будут выпускать все известные часовые марки.
« Октябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |