» » Часы в авиации и для авиации

Часы в авиации и для авиации

  • Именно на таком Blerio XI Луи Блерио первым пересек Ла-МаншВ конце далекого 1903 года в городке Китти-Хоук (штат Северная Каролина, США) местный инженер Оруэлл Райт впервые попробовал взлететь на собранном вместе с братом летательном аппарате. Самолет действительно взмыл на небольшую высоту и пролетев почти 36 метров через 12 секунд благополучно приземлился. Этот небольшой фактически прыжок, тем не менее, стал первым полетом на управляемом самолете в истории человечества и ознаменовал собой начало славной эры авиации, которая длится вот уже более 100 лет.

    Однако авиация стала одной из сфер деятельности человека, в которой жизнь человека настолько сильно зависит от обычных часов. Временной показатель присутствует практически в каждом из параметров полета: разбег, набор высоты,  достижение контрольной точки, контроль скорости и расхода топлива, снижение, посадка и т.п. Более того, даже метеорологические условия могут зависеть от времени суток. Потому авиация фактически с самого своего рождения уже была обязана часам. Еще с начала прошлого века и до Второй мировой пилоты обходились без радиокомпаса, радара, не говоря уже о GPS-приборах, ориентируясь в пространстве фактически "на глаз", а свои координаты высчитывали по обычному компасу и своим наручным часам.

    Именно благодаря таким часам Луи Блерио 25 июля 1909 года на сконструированном им же самолете Blerio ХІ сумел впервые пересечь пролив Ла-Манш. Топлива у него было всего на 40 минут полета. Блерио понадобилось 37. Да и у Чарльза Линдберга, который на своем Spirit of St.Louis в 1927 году впервые пересек Атлантику, за 33 с половиной часа перелетев из Лондона в Париж, были только его Longines. Однако у Линдберга кроме часов, храбрости и находчивости была еще и солидная доля везения. По словам пилота он случайно обнаружил несколько рыбацких шхун, спикировал и практически задевая крыльями мачты, перекрикивая рев двигателя, уточнил правильный курс к берегам Ирландии. Часы верно служили экипажу Валерия Чкалова во время перелетов через Северный полюс. И всего через несколько лет помогали воевать лучшим асам Второй Мировой: Покрышкину, Кожедубу, Малану, Ягеру, Руделю и Хартманну.

    Однако и часовое дело развивалось во многом благодаря именно авиации. К примеру, своим появлением современные наручные часы обязаны многолетней дружбе летчика Альберто Сантуша-Дюмонта и известного часового мастера Луи Картье. В 1904 году ювелир Картье изготовил персонально для бразильца специальные часы, по которым тот мог контролировать время, не убирая рук со штурвала самолета. А в 1915 году Гастон Брайтлинг создал первый наручный хронограф тоже для летчиков.

    Изн"Штурманские" Юрия Гагарина - первые часы-космонавтачально часы для пилотов должны были соответствовать очень высоким требованиям. Кроме высокой точности хода такие часы должны были быть устойчивыми к вибрациям, температурным перепадам, скачкам давления и смене магнитных полей. Более того, авиаторам требовались часы не только с надежными и точными механизмами, но и с соответствующим внешним исполнением. По этой причине для таких часов был однажды разработан специальный стиль, который в последствии назвали "приборным". Кроме этого, было изобретено также антибликовое покрытие защитного стекла циферблата. И вот за несколько десятилетий успел сформироваться характерная фактура авиационных часов. В подавляющем большинстве случаев это хронограф с поворотным безелем, высококонтрастным циферблатом увеличенного диаметра с отлично читаемыми арабскими цифрами и отчетливыми стрелками, противоударным стеклом с антибликовым покрытием и прочным браслетом, который без труда можно застегнуть не только на запястье, но поверх рукава летного костюма. Сегодня в часах для пилотов используется также "вечная" тритиевая подсветка циферблата, которая бесперебойно функционирует в течение десятилетий без какой-либо дополнительной подзарядки.

    Omega Speedmaster Professional Нила АрмстронгаКстати, сегодня многие думают, что глобальная компьютеризация несколько приуменьшила значение часов в авиации, однако мнение это ошибочно. Современная авионика или другими словами электронная начинка самолета - это первое, что выходит из строя, если самолет подвергся атаке противника или, что случается гораздо чаще, попал в грозовой фронт с сильной наэлектризованностью. В таких случаях, как и много лет назад, на помощь пилотам приходят обычные наручные часы. Реактивный самолет, разумеется, гораздо более совершенен "этажерок" начала прошлого века, однако уступает им в одном - он не может так планировать. Потому ошибка в расчете времени полета сегодня стоит в несоизмеримо дороже, чем даже 50 лет назад. Но не будем о плохом...

    12 апреля 1961 г. человек впервые отправился в космос. На запястье Юрия Гагарина в тот великий день были часы "Штурманские" выпуска Превого Московского часового завода, с которых началась история часов космических. С самого начала освоения околоземного пространства к таким часам всегда предъявлялись максимально высокие требования, но прежде всего такие часы должны выдерживать мощную вибрацию двигателей ракетоносителя на старте и сохранять высокую точность хода в невесомости. Так появились знаменитые Speedmaster Professional от Omega, с которыми человек впервые ступил на поверхность Луны. Как известно, сразу после старта Лунной экспедиции 16 июля 1969 года бортовые часы корабля Apollo XI вышли из строя, и экипажу пришлось проводить хронометраж полета фактически вручную. Нил Армстронг спустился на Лунный грунт в часах, которые были одеты поверх рукава космического скафандра. И Speedmaster Professional не подвели: эти часы были разработаны для работы не только в вакууме, но и при температурных перепадах в сотни градусов.

    Luminox F-22 Raptor с тритиевой подсветкой циферблатаТакие часы больше чем любая другая вещь, ставшая свидетелем или участником великого исторического события, с течением времени приобретают огромную ценность, становясь предметом гордости для своего хозяина и целью для коллекционеров. О "Штурманских" Гагарина легенды ходят до сих пор. По одной из версий часы эти находятся в музее Первого часового, по другой - были проданы в 1993 году на престижнейшем аукционе Sotheby's за $25 875 — ценовой рекорд для советских часов серийных партий. А Omega Speedmaster одного из членов экипажа Apollo XI вовсе была украдена и бесследно исчезла вероятно в одной из частных коллекций. К слову, не меньшей популярностью у коллекционеров пользуются также копии знаменитых моделей, которые были выпущены в ограниченном количестве. Со временем такие часы становятся только дороже. Потому авиационные часы выпускают и будут выпускать все известные часовые марки.




    Похожие новости
  • Черный ящик
  • МИГ-21
  • Истребитель МИГ-29
  • Ан-30: Самолет разведчик.
  • Рыбалка в дельте Волги
  • «    Март 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031