Самолет разведчик АН-30 – один из самых ярких примеров продукции двойного назначения, которую в большом количестве выпускал Советский ВПК. По сути это лишь немного измененный пассажирский лайнер АН-24, только под завязку нашпигованный аэрофотоаппаратурой. Внешне от своего гражданского собрата АН-30 отличается разве что фюзеляжем, в передней его части размещена остекленная кабина штурмана., за ней располагается немного приподнятая по сравнению с АН-24 кабина летчика. Почти вся остальная часть фюзеляжа занята кабиной для размещения спец оборудования. В полу есть пять люков, благодаря которым и становится возможным проведение аэрофотосъемок.
Первые АН-30 поднялись в небо еще в конце шестидесятых, но по утверждению военных самолет до сих пор пригоден для наблюдения, воздушной съемки и составления карт. За 5 часов полета АН-30 способен обработать аппаратурой территорию в 25 тысяч квадратных километров. Ведут наблюдение и члены экипажа, у каждого свой сектор обзора. Фотолюки, иллюминаторы, панорама с борта АН-30 практически круговая. Небольшая скорость самолета позволяет прощупывать местность более тщательно. В случае необходимости АН-30 можно использовать как простой транспортник, достаточно демонтировать специальное оборудование.
Боевое крещение 30-е получили в Афганистане. Их использование оказалось весьма эффективным, в первую очередь из-за большей, чем у самолетов фронтовой разведки, дальности полета. Вылетев из Кабула, АН-30 был способен достичь любого района Афганистана, выполнить задачу и вернуться на базу, где специалисты отделения обработки информации приступали к дешифрированию пленок. АН-30 был и корректировщиком огня. Срочная информация передавалась через самолет ретранслятор, после этого следовал удар штурмовой авиации или артиллерии.
Размах крыла 29 метров
Длина самолета 24 метра
Максимальная летная масса 23 тонны
Максимальная скорость 540 км/ч
Крейсерская скорость 430 км/ч
Дальность действия 2880 км/ч
Продолжительность полета 5 ч. 30 минут
Практический потолок 8300 метров
Экипаж 7 человек
Главным недостатком АН-30 является практически полное отсутствие на его борту какого либо вооружения и средств защиты. Система отстрела тепловых ракет, для обмана вражеских ПЗРК – все чем располагает самолет. Это делает его весьма заманчивой целью, поэтому в Афганистане, а позже и в Таджикистане, АН-30 как правило сопровождали самолеты или вертолеты прикрытия. Кроме того летчикам приходилось очень аккуратно обращаться с высотой – спустишься чуть ниже и тебя тут же может достать зенитная ракета.
Сегодня АН-30 по прежнему в строю. В первую очередь они работают в интересах главного разведывательного управления генштаба, который снабжает их по мере надобности самым современным оборудованием, кроме того эти самолеты вот уже больше 10-ти лет эти самолеты задействованы для мониторинга Российских и иностранных военных объектов по международной программе «Открытое небо». Есть АН-30 и на вооружении других стран. Используется самолет разведчик по назначению, а эффективность использования зависит от мастерства пилотов и оснащенностью техникой. Как шутят летчики сам по себе АН-30 – это просто летающий штатив под фото и видео камеры, а подобное оборудование может быть очень и очень разным, как и сами задачи воздушной разведки.
« Май 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |