Место действия – база «Часлов», военно-воздушных сил Чехии. При стечении толп народа: жителей воздушного городка и многочисленных энтузиастов авиации летчики выводят на бетонку аэродрома пару МИГов. Все машины одной из поздних модификаций – МИГ-21МФ. Наступает последний парад в истории этого истребителя и одновременно целой эпохи в истории Чешских ВВС.
В годы Вьетнамской войны МИГ-21 доказал, что он был непревзойденным истребителем воздушного боя. Соотношение потерь Фантомов и Мигов составило в среднем три к одному. Свое превосходство над противником двадцать первый продемонстрировал и в 71 году, во время индо-пакистанского конфликта. На сей раз это были Мираж 3 и Старфайтер. Удачный самолет растиражировали в немыслимых для реактивного истребителя количествах.
Только Советские заводы выпустили с 1959 по 1986 годы более 20 тысяч двадцать первых. Естественно страны Варшавского договора тоже получили на вооружение эти самолеты в качестве основного истребителя. В Чехословакии было налажено лицензионное производство МИГов и выпущено почти 200 машин. ВВС этой страны вообще считались одними из самых мощных в восточной Европе, как по численности, так и по квалификации летного состава. Практически все летчики истребители Чехии профессионально состоялись благодаря этой машине.
Чешские двадцать первые МИГи идут на разбег и отрываются от полосы, чтобы в последний раз показав себя в небе, через 30-ть минут приземлиться на ВВП в Часлове. Последние минуты их почти сорокалетней карьеры в Чешских военно-воздушных силах. Летчики постарше с волнением смотрят на самолеты. Уходят не просто их старые знакомые, но живые образы их личной биографии.
Новые Чешские ВВС и молодые летчики будут летать на Шведских истребителях Гриппен, но это уже следующие страницы истории, которые пока еще начинают открываться.
Что же касается МИГ-21, то его длинная боевая биография продолжается. По оценкам влиятельной издательской аналитической группы «Джейнс», сегодня на вооружении ВВС разных стран мира остаются еще примерно три тысячи машин. Более того, в России проработаны варианты радикальной модернизации двадцать первых. Причем настолько эффективные, что этот самолет по своим боевым возможностям становится на одну ступеньку с истребителями четвертого поколения, такими как Мираж 2000 и Ф-16Си. Изюминкой модернизации считается новейший радар МИГа – копье, который создан в Российском КБ «Фазотрон». Модернизированный самолет получает новые качества. Он обнаруживает цель на дальности 57 километров, одновременно сопровождает 8-мь целей и может одновременно атаковать две из них. Этот радар позволяет использовать современные ракеты, которые используют сегодня современные самолеты МИГ-29 и СУ-27. Индийские ВВС решили модернизировать весь парк своих МИГ-21БИС, установив на них РЛС «Копье» и новейшую бортовую электронику, а это почти 200 самолетов (примерно две истребительные дивизии). Модернизированный самолет с радаром «Копье» на учениях в Индии успешно противостоял и во многих боях выиграл у таких современных самолетов как: Ф-15Си, которым управлял американский летчик и у самолета Ф-16, которым управлял летчик Сингапурских ВВС.
Иногда мистика названия раскрывается не сразу, а через много лет. Похоже, так происходит и со старым, добрым МИГ-21. Две цифры в его названии словно свидетельствуют – он становится самолетом 21 века.
« Май 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |