Расцвечивание праздничного неба — задача, решаемая высотными фейерверками. История высотных фейерверков по давности превосходит историю огнестрельного оружия и уходит корнями к истокам изобретения пороха, теряющимся в глубине веков. В настоящее время высотные фейерверки — это технически совершенные, разнообразные в зрелищном отношении изделия.
Конструктивно высотные фейерверки можно разделить на две основные группы по принципу подъема пиротехнического снаряда в воздух. В первом случае подъем осуществляется за счет использования реактивной силы — снаряд снабжен ракетным двигателем. Во втором случае используется активный принцип метания — снаряд выбрасывается в воздух из специального металлического или картонного ствола — мортиры — вышибным пороховым зарядом.
Ракета с деревянным хвостом-стабилизатором и двигателем из спрессованного черного пороха — вероятно, старейший и классический тип фейерверочного изделия. Главный недостаток ракет — опасность травм при падении частей сработавшей ракеты на землю. Поэтому при изготовлении ракет крупного калибра, с длиной хвоста 1 м и более, применяются специальные меры, повышающие ее безопасность. В некоторых случаях дополнительный заряд отбивает хвост от корпуса — в этом случае хвост всегда падает в горизонтальном положении, что уменьшает вероятность травм. Кроме того, при организации фейерверков территория ограждается в том числе и с учетом падения частей ракет.
В пиротехнике издавна складывалась своя терминология, отличающаяся от терминологии военной пиротехники. Такие слова, как "шуба" (передняя часть ракеты, в которой помещается снаряжение), "бурак" (снаряженная составом без оболочки, который воспламеняется сразу при выбросе из ствола), "шлаг" (петарда, помещенная в ракете и завершающая ее полет громким хлопком), "форс" (трубка с запрессованным интенсивно горящим огневым или искристым составом), "стопин" (быстрогорящий огнепроводный шнур, используемый для передачи огня в изделиях) — имеют иностранное происхождение. Происходят от немецких Kammer, Schlag, итальянского Stoppino (от Stoppa — пакля) и др.
Кроме того, в праздничной пиротехнике, как нигде, распространено условное название изделий — яркое по звучанию, но не позволяющее часто даже приблизительно судить об ожидаемом эффекте при чтении рекламных материалов. "Серебряный дождь", "незабудка" и т.п. (Однако, например, в японских фейерверках названия, напротив, — сколь образны и разнообразны ("хризантема с двойным пестиком", "синие пчелы", "гортензия с улиткой", "одуванчик"), столь и устойчивы по исполнению каждой конкретной фигуры.)
Наряду с этим существуют более четкие определения. Например, "римская свеча" — это не название снаряжения фейерверка, а тип изделия: трубка с последовательно помещенными зарядами и звездками. При срабатывании происходит последовательный выброс звездок, одна за другой. К высотным фейерверкам римская свеча имеет не совсем прямое отношения из-за небольшой высоты подъема звездок — не более 20-25 м. Точно так же "фонтан", "водопад" — это названия, характеризующие устройства изделий.
Калибр мортир, из которых производится выстрел фейерверочных снарядов, чаще всего выражается в дюймах (в Европе и США), у нас — миллиметрах. Обычно калибры мортир бывают от 2-2,5 дюймов (51-64-мм) до 12 дюймов (305 мм). Есть и малые мортиры, калибром менее 2 дюймов (26 мм и др.). В некоторых случаях для финальных, наиболее ярких зрелищных аккордов представления, используются особо мощные снаряды, калибр которых доходит до 24 дюймов (610 мм) и даже до 900 мм (японские фейерверки). Масса шарообразного снаряда 24-дюймового калибра — около 70 кг, 900-миллиметрового — 280 кг. В последнем случае высота подъема снаряда — 600 метров, а диаметр создающегося при разрыве шара из цветных звездок (при шарообразной фигуре) — ок. 550 м. Это поистине грандиозное зрелище!
Отечественные салютные установки были созданы еще во времена СССР. До этого салюты производились практически кустарным способом, в большинстве же случаев — с использованием для целей праздничного фейерверка штатных армейских пиротехнических
средств. Имея в арсенале 26-мм сигнальный пистолет и 30-40 мм ручные сигнальные патроны — надежные и эффективные средства сигнализации — добиться собственно зрелищного эффекта достаточно трудно. Привлечение полевой артиллерии визуальный эффект также практически не приносит — холостые выстрелы 76-мм, 85-мм пушек и 122-мм гаубиц исходно предназначены для имитационной стрельбы и воинских салютов и не содержат никакого снаряжения.
По этим причинам с 60-х гг. стали централизованно разрабатываться салютные установки и заряды к ним — со строгими требованиями, предъявляемыми к военным изделиям. Калибры салютных установок: 26 мм, 105 мм, 195 мм и 310 мм. 26-мм салютные установки переносились вручную (непосредственно на месте производства стрельбы), 105-310-мм установки размещены стационарно на автомобильных прицепах, на которых осуществляется транспортировка и с которых производится стрельба. Количество стволов в установке зависит от калибра: 105-мм установки 2А30 — 250-ствольные, 195-мм установки 2А34, 2А34-А — 50-60-ствольные, 305-мм установки - 25-ствольные.
Наряду с ночными — существуют и дневные высотные фейерверки (daytime fireworks). Вместо огневых составов в этом случае используются цветные дымовые составы.
В настоящее время особой популярностью пользуются фейерверки, создающие в небе ориентированные в пространстве сложные фигуры. Такие фигуры могут быть как двухмерными, так и трехмерными. Подобные изделия имеют давнюю традицию в японских фейерверках. Традиция эта уходит корнями в ту эпоху, когда цветные
пиротехнические составы не были распространены. И ограниченный визуальный эффект, создававшийся дымом черного пороха и распылением взрывом мелкодисперсных твердых частиц (древесный уголь и т.п.) необходимо было компенсировать формой высотных объектов. Необходимо заметить, что в пиротехнике любой визуальный эффект издавна называется "фигурой". Но в данном случае речь идет об особом действии изделия, при котором в воздухе из огней разрыва возникает звезда, цветок и другие подобные объекты.
Создание таких фигур очень сложно. Трудность заключается как в формировании огней разрыва, так и в том, чтобы развернуть фигуру на угол наилучшего наблюдения для зрителя. Даже если огни (звездки) в фигуре расположены заданным образом, но при этом сама фигура неудачно ориентирована в пространстве, изображение может остаться непонятным. Например, двухмерная фигура под неудачным углом может выглядеть как линия.
Сложные высотные объекты могут иметь и форму традиционного шара из горящих звездок. Но композиция такой фигуры — многоэлементная, проходит несколько ярких зрелищных стадий, при которых меняются цветовая гамма и характер огней фигуры. Такие фейерверки можно считать вершиной пиротехнического искусства. Они способны создавать в ночном небе великолепное, фантастическое зрелище, без преувеличения поражающее воображение зрителей.
Для более камерных и домашних фейерверков в широком ассортименте изготавливаются относительно небольшие ракеты, которые можно запускать с импровизированного станка (а совсем маленькие — bottle rockets — из поставленной вертикально пустой бутылки). Небольшие картонные мортиры для такого рода фейерверков, окончательно снаряженные и готовые к выстрелу, бывают одиночными, либо объединяемыми по 4-6 шт. на едином основании. Часто одиночная мортира комплектуется несколькими зарядами, предназначенными для ее перезаряжания (reloadable shells).
Маленькие мортирки устанавливаются в коробки и представляют собой единое, более или менее сложное изделие. Такие многоствольные блоки называются по-разному: repeaters, cakes, aerial multi-shots. У нас они почему-то носят громкое и совершенно не оправданное рекламное название "салютных установок".
« Сентябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |