Gama-Goat

  • Gama-GoatС момента осознания армиями мира необходимости иметь на вооружении вездеходы, способные выполнять множество "черновой" работы, конструкторы над проблемами повышения проходимости разрабатываемой техники. В отношении колесных машин, инженеры пытаются и диаметр колеса увеличить, и хитроумные подвески и блокировки разрабатывать. Но рядом с усовершенствованием достаточно традиционных решений рождаются и уникальные концепции. Одной из таких можно назвать сочлененные машины. Идея, в теории, проста - за счет полного привода и возможности отклоняться секциям от вертикальной и продольной оси колеса значительно дольше сохраняют связь с грунтом.
     
    Один из наиболее удачных образцов компании LTV (Ling-Temco-Vought), получивший название Gama-Goat - был разработан в 50-х годах прошлого века в США и в начале 60-х принят на вооружение американской армией.
    Рама этого шестиколесного вездехода была разделена на две секции. В передней секции было две оси, в задней - одна. Все колеса были ведущими, а крайние в добавок управляемыми.
    Несущая система машины получилась весьма легкой. Этого добились оригинальным сочленением секций шарнирного типа, позволяющим не только быстро разъединять их, но и перемещаться как в продольной, так и в поперечной плоскостях на весьма существенный угол. А это, в свою очередь, снижало напряжения в корпусах вездехода.
    Армия США предъявила к разрабатываемой машине весьма обширные требования. Транспортер должен был обеспечивать скорость движения на уровне 80 км/ч, преодолевать окопы и плавать.
    Для выполнения требований военных, конструкторы оснастили опытную машину гребным винтом (в результате скорость на воде достигла 8 км/ч), а скоростные характеристики удалось поднять применением торсионной подвески (вместо первоначального бесподвесочного типа).
    После испытаний, продемонстрировавших большие преимущества Gama-Goat перед "классическими" собратьями, автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение.
    К этому времени "аппетиты" американских военных, отметивших плюсы вездехода существенно возросли. В первую очередь, это было обусловлено тем, что армия решила заменить новыми машинами весь многочисленный парк армейских М37.
    В соответствии с новыми требованиями, серийная машина должна была тать крупнее прототипа, конструкция сочленения упрощена, а скорость движения доведена до 90 км/ч. Итоговый вариант в значительной степени утратил подвижность в горизонтальной плоскости, получил новый двигатель, коробка передач, раздатка и управление были монтированы в передней части, а задней секции была отведена роль отсека для грузов и пассажиров. Кроме того, машину лишили гребного винта.
    Серийная машина получила армейское обозначение М561.
    Управление внедорожником осуществлялось обычным рулевым приводом поворотом передних колес тягача и колес задней секции. Угол поворота передних колес был в два раза больше, чем у задних. Независимая подвеска всех колес оригинальной конструкции позволяла машине без усилий преодолевать вертикальный барьер высотой почти 70 сантиметров.
    На шоссе автомобиль получал привод только на задние колеса тягача (среднюю ось), т.е. вместо колесной формулы 6х6 использовалась 6х2.
    Упрощенный шарнир сочленению допускал угол поворота до 30 градусов в каждую сторону по продольной оси и около 40 – вокруг поперечной. Помимо этого средняя ось могла дополнительно поворачиваться в пределах 15 градусов относительно среднего положения. Этот комплекс конструкторских решений обеспечивал постоянный плотный контакт с грунтом всех колес вездехода даже на весьма сложных ландшафтах. Характерной чертой автомобиля была также высокая плавность хода.
    Вес серийного М561 оставлял 2650 кг., грузоподъемность – 1350 кг. В задней секции мог свободно разместиться десант из 8 военнослужащих с полной амуницией.
    За годы производства фирмой LTV было выпущено около 15 тысяч транспортеров. Вплоть до 70-х годов М561 верой и правдой служил американским военным, участвовал во всех конфликтах, в которых участвовала армия США.
    Gama-Goat находились на вооружении США до полной выработки ресурса, но даже и после этого списанные машины неоднократно (и не безуспешно) принимали участие в различных триал-соревнованиях на американском континенте.




    Похожие новости
  • Средний бронеавтомобиль БА-10
  • Армейский автомобиль М35/44
  • Боевая разведывательная машина Феррет Mk 2/3
  • Бронетранспортёр VCR
  • Бронетранспортер БТР-90
  • «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930