Ракета Х-15 имеет бескрылую схему с консольным цельноповоротным оперением. За счет высокой скорости полета корпус ракеты испытывает значительные аэродинамические нагрузки и нагрев, для обеспечения требуемого запаса прочности он выполнен из титана ОТ4-1 и ВТ-5, имеет наружную теплозащиту и внутреннюю теплоизоляцию. Поверхность планера ракеты покрыта специальным металлизированным покрытием для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении.
Двигатель - твердотопливный двухрежимный двухсекционный обеспечивает полет ракеты со скоростью до М=5. Для длительного хранения внутренняя полость заряда двигателя герметизируется специальной оболочкой, наддутой инертным газом. Ракета Х-15 оснащена малогабаритной специальной БЧ мощностью 350кт, система управления - инерциальная.
Рули изготовлены из титана ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием, носки рулей - из жаропрочного вольфрам-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Ракеты Х-15П и Х-15С имеют радиопрозрачный носовой обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2.
При освоении производства ракеты Х-15 на ДМЗ были внедрены новые технологические процессы:
* изготовления обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам.
* нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки планера ракеты в жестких прессформах методом пропитки под давлением
* нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
Для изготовления крупногабаритных деталей ракеты Х-15, требующих жестких условий термической обработки, на ДМЗ была разработана и построена крупногабаритная, высокотемпературная печь ПАП с перепадом температур по зонам ±50°. Это позволило качественно без остаточной деформации проводить термообработку деталей, в т.ч. в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
Модификации:
* Х-15 - базовая,
* Х-15П - противорадиолокационная (см. схему). Предназначена для прорыва зоны ПВО противника самолётами дальней авиации. Оcнащается пассивной радиолокационной ГСН и осколочной БЧ.
* Х-15С (Х-15А) - противокорабельная (см. схему), оcнащается помехоустойчивой активной радиолокационной ГСН, работающей в мм-диапазоне. Стрельба ракетой Х-15С производится по принципу «выстрелил и забыл», но при этом перед пуском в память системы управления с носителя должны быть введены относительно точные координаты цели, ее курса и скорости. Ракета х-15С снабжена проникающей боевой частью весом 150 кг. Предлагается на экспорт под обозначением Х-15СЭ.
Ракета Х-15 запускается с роторных установок МКУ-6-1 (см. фото) или с одинарных балочных держателей ПУ-01. Носителями Х-15С могут быть самолеты Ту-160, Ту-95МС, Ту-22М3, Су-27К и Су-27ИБ. Ту-160 несет 24 ракеты Х-15 на 4-х револьверных ПУ МКУ-6–1 в 2-х отсеках. Ту-22М3 оснащается одной револьверной МКУ-6–1 в отсеке и четырьмя внешними балочными держателями ПУ-01.
В боевых условиях бортовое оборудование самолета-носителя фиксирует работу РЛС противника, определяет ее координаты и производит их ввод в систему управления пуском СУРО-1. Ракета сбрасывается с пусковой установки, после чего производится запуск двигателя. Двигатель, работающий на стартовом режиме, обеспечивает разгон ракеты с набором высоты до 40км. В дальнейшем двигатель переходит на маршевый режим работы, а ракета движется по траектории близкой к баллистической, разгоняясь до гиперзвуковой скорости. Включение систем самонаведения ракет Х-15П и Х-15С осуществляется на конечном участке траектории. В случае потери цели и при выключении РЛС противника движение осуществляется в точку прицеливания с помощью инерциальной системы управления (см. схему). Малое время реакции системы и высокая скорость полета ракеты обеспечивают успешное решение задачи прорыва рубежей ПВО и позволяют оперативно реагировать на возникающие угрозы.
« Февраль 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 |