» » Крылатая противокорабельная ракета П-500 Базальт

Крылатая противокорабельная ракета П-500 Базальт

  • Крылатая противокорабельная ракета П-500 Базальт"Базальт" стал последней ракетой, размещавшейся на подводных лодках и запускавшейся в надводном положении. Как и П-6, ракета "Базальт" имела профиль полета "большая высота — малая высота", но в отличие от П-6 длина конечного участка ("малая высота") была увеличена, а высота полета на этом участке уменьшена.

     

    По аэродинамической и конструктивно-компоновочной схеме П-500 была подобна П-6, но обладала большей скоростью полета, увеличенной дальностью стрельбы и более мощной фугасно-кумулятивной боевой частью, спроектированной в ГСКБ-47. Могла применяться и ядерная боевая часть. Ракета "Базальт" была первой крылатой ракетой морского базирования с высокой сверхзвуковой (до 2М) скоростью полета. Это существенным образом сказалось на конструкции. Был разработан подфюзеляжный секторный воздухозаборник с двухскачковым центральным телом. В конструкции ракеты использовались титановые сплавы, обладающие необходимыми прочностными характеристиками при повышенной температуре. Исследованию конструкции при одновременном воздействии силовых факторов нагружения и температурного нагрева было уделено самое пристальное внимание.

     

    Специально для П-500 был создан маршевый турбореактивный двигатель повышенной тяги и экономичности КР-17-300, разработанный в ОКБ-300 ГКАТ (см. фото соплового блока).

     

    Крылатая противокорабельная ракета П-500 БазальтДля ракеты П-500 ЦНИИ "Гранит" разработал систему управления "Аргон" (главный конструктор С.И.Червяков), в которую впервые включалась бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). На П-500 был сохранен принцип телеуправления, но устанавливалась более современная система управления повышенной помехозащищенности, позволяющая осуществлять целераспределение ракет в залпе и избирательное поражение головных целей из состава атакуемого корабельного соединения. Впервые на ПКР была использована бортовая станция радиоэлектронного противодействия (активных помех), которая воздействовала на ГСН ЗУР противника и обеспечивала неуязвимость КР в зоне ПВО атакуемого корабля.

     

    Предназначенная для борьбы с крупными корабельными группировками противника П-500 была эффективна только при залповой стрельбе, обеспечивающей ее прорыв через средства ПРО. Залп формировался из 8 ракет с интервалом не более 8 секунд. Ракета имела один крупный недостаток. Она имела сильно форсированный маршевый турбореактивный двигатель, который перед стартом должен был выводиться на режим воздушным стартером непосредственно в пусковой установке путем его раскрутки в течение 20-30 секунд. Старт и разгон ракеты до маршевой скорости осуществлялся двумя твердотопливными ускорителями. При залповой стрельбе необходимо было запускать одновременно маршевые двигатели всех восьми ракет, находящихся в пусковых установках. При пуске первой ракеты горячие пороховые газы, попадали на входы воздухозаборников работающих маршевых двигателей ракет. Из-за недостатка кислорода и высокой температуры газов обороты падали, двигатели глохли. Впервые это явление было обнаружено на подводных лодках пр.651 и 675. с ним не смогли справиться и поэтому на подводных лодках пр.675, принятых на вооружение, пришлось снять часть пусковых установок, оставив только носовыe и кормовые, удаленные на значительное расстояние друг от друга. Они обеспечивали залп только 4-х ракет.

     

    ПУ П-500 на крейсере проекта 1143

     

    Разработчики пусковой установки СМ-241 знали об этом явлении, и, поэтому, на пусковых установках первого корабля проекта 1143 предусмотрели специальную систему измерений в составе датчиков давления и температуры в необходимых зонах пусковой установки. При первых же бросковых испытаниях на Черном море явление проявилось - при пуске первой ракеты глохли двигатели оставшихся в ПУ ракет. Только после проведения специальной программы испытаний, был определен порядок пуска ракет в залпе, обеспечивший стабильный залп с интервалом менее 8 секунд. При этом доработки материальной части не потребовалось, потребовалась лишь доработка программных средств системы управления.

     

    Крылатая противокорабельная ракета П-500 БазальтИсследования по обеспечению стабильного залпа ракет П-500, проведенные на ТАКР "Киев", позволили более детально узнать причину срыва залпа от стартующей ракеты и придали уверенность в возможности создания плотной компоновки пусковых установок даже для такой "капризной" ракеты как П-500. Эти знания потребовались при создании пусковых установок СМ-248 для надводных кораблей проекта 1164. Первоначально по ТЗ намечалось разместить 12 пусковых установок, однако в ходе разработки эскизного проекта было решено увеличить число размещаемых на корабле пусковых установок до шестнадцати, расположенных по бортам и имеющих индивидуальные газоотводы за борт корабля. Такая компоновка позволила резко повысить боеготовность корабля и боевую мощь корабля, способного дать один за другим два восьми ракетных залпа. В конструкции СМ-248 применены стеклопластиковый корпус и крышки пусковой установки. Направляющие для ракеты изготавливались из высокопрочного алюминиевого сплава В-95 методом экструзии без последующей механической обработки.

     

    Обнаружение целей и наведение комплекса "Базальт", как и последующих комплексов "Вулкан" и "Гранит", осуществлялось с помощью системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ). Полномасштабная разработка системы МКРЦ была начата в 1962 году.

    В ее состав вошли:

     

    * радиолокационный разведывательный комплекс для обнаружения надводных морских целей из космоса;

    * радиотехнический разведывательный комплекс для обнаружения из космоса излучений корабельных радиотехнических средств;

    * ядерная энергетическая установка, обеспечивающая электропитанием космические аппараты.

     

    Работы по созданию системы МКРЦ "Легенда" и передача ее на вооружение МО СССР с космическими аппаратами радиолокационной разведки были завершены в 1975 году, а с космическими аппаратами радиотехнической разведки — в 1978 году.

     

    В дальнейшем была создана модификация комплекса "Базальт" - ракета 4К80 стала оснащаться новым, более мощным стартовым агрегатом, что увеличило дальность ее полета.




    Похожие новости
  • Противолодочный ракетный комплекс Milas
  • Крылатая противокорабельная ракета П-15
  • Крылатая противокорабельная ракета П-700 Гранит
  • Противокорабельная ракета Tomahawk BGM-109 B/E
  • Противокорабельная ракета Яхонт
  • Декабрь 2023 (8)
    Ноябрь 2023 (3)
    Октябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (1)
    Май 2023 (1)
    Апрель 2023 (1)
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930