» » Истребитель Як-9К с пушкой НС-45

Истребитель Як-9К с пушкой НС-45

  • До распространения ракетного оружия основным вооружением самолетов было бомбовое и стрелково-пушечное. При этом пушечное вооружение занимало и те ниши, которые впоследствии были заняты неуправляемыми ракетами. Как следствие, калибр авиационных пушек достигал значительной величины. В частности, в 50-х гг. ХХ в. в СССР разрабатывались экспериментальные автоматические авиационные пушки калибра 57 мм, 76 мм и 100 мм. И хотя орудия калибра 76 мм и 100 мм остались опытными изделиями, крупнокалиберные авиационные пушки меньшего калибра не только состояли на вооружении, но и участвовали в боях.

    Истребитель <nobr>Як-9К</nobr>. Виден выступающий перед коком винта дульный тормоз пушки НС-45.В конце ВОВ в небе появились истребители Як-9К (К — крупно-калиберный), вооруженные мощной крупнокалиберной 45-мм автоматической пушкой НС-45. По калибру и могуществу боеприпаса пушка НС-45 превосходила все другие авиационные системы, состоявшие на вооружении самолетов воюющих армий, а Як-9Т по массе секундного залпа, составлявшей 5,6 кг/с, превосходил все отечественные и зарубежные истребители. Конструктивно Як-9К являлся модификацией истребителя Як-9Т (танкового), на который вместо 37-мм пушки НС-37 была установлена 45-мм пушка НС-45. Основой пушки НС-45 стала пушка НС-37 конструкции Нудельмана-Суранова с 45-мм стволом, установленным взамен 37-мм ствола. По существу, пушка НС-45 явилась результатом максимального форсирования как возможностей оружия, так и возможностей носителя. Истребитель Як-9 не был самым тяжелым самолетом в своем классе. Отдача пушки доходила до 6975 кг. При стрельбе летчика буквально подбрасывало на сидении.

    Авиационная крупнокалиберная автоматическая пушка НС-45.Как отмечается в книге А.Т.Степанца "Истребители Як периода Великой Отечественной войны", прицельная стрельба из пушки НС-45 была возможна на скоростях самолета более 350 км/ч, очередями в 2–3 выстрела. При стрельбе на скорости менее 350 км/ч самолет резко разворачивался, летчик совершал резкие движения вперед-назад. Кроме того, большая сила отдачи вызывала течи воды и масла в трубопроводах самолета и приводила к другим нарушениям конструкции.

    Темп стрельбы пушки — 260–280 выстр./мин. Масса пушки — 152 кг. Впервые в отечественной практике ствол авиационной пушки был снабжен мощным дульным тормозом, поглощающим 85% энергии отдачи при стрельбе. Самолеты Як-9К были легко узнаваемы по характерному профилю носовой части с выступающим из кока винта дульным тормозом пушки.

    Ствол пушки имеет очень тонкие стенки — около 4 мм (в самом тонком месте). Это вызвано тем, что пушка, как и все предыдущие, расположена в развале V-образного двигателя самолета и ствол проходит через полую втулку винта: наружный диаметр ствола невозможно увеличить, не внося изменений в двигатель.

    45-мм патрон к НС-45 был создан на базе гильзы 37-мм патрона НС-37: дульце заготовки гильзы обжато под калибр 45 мм, а длина гильзы уменьшена — для того, чтобы при увеличившейся длине снаряда общая длина патрона осталось прежней (328 мм).

    Унитарный патрон 45-мм авиационной пушки НС-45. Чертеж.Осколочно-фугасный снаряд для нового патрона, вероятнее всего, взят от патрона к универсальной корабельной 45-мм автоматической пушке: геометрия наружной (выступающей из гильзы) части снарядов полностью идентична. Однако снаряд к патрону НС-45 имеет иную конструкцию ведущей части и меньший вес. В снаряде к корабельной пушке — два ведущих пояска, при этом второй и частично первый скрыты в дульце гильзы, а снаряд к патрону НС-45 имеет один ведущий поясок. Масса снаряда — 1065 г. Снаряд снабжен головным взрывателем и имеет трассер, оставляющий бледно-розовый след на полете, что позволяет корректировать огонь по трассам во время стрельбы. Наружные линейные размеры взрывателей к снарядам 37-мм зенитных и авиационных пушек и вышеописанных 45-мм морского и авиационного снарядов совпадают. Но установки взрывателей могут быть оптимизированы для каждой конкретной системы.

    Начальная скорость снаряда — 780 м/с. Дульная энергия — 320 000 Дж. Масса патрона — 1,93 кг. Подача патронов осуществлялась из звеньевой металлической ленты. Боекомплект пушки на Як-9К — 29 выстрелов. Система вооружения Як-9К, как и Як-9Т, включала, помимо пушки, 12,7-мм пулемет Березина УБС, стрельба из которого велась через плоскость, ометаемую винтом. Боекомплект пулемета — 200 патронов в рассыпной ленте. Открытие огня из пушки и пулемета осуществляется от двух кнопок, расположенных на ручке управления самолетом. При этом возможно как одновременное, так и раздельное ведение огня из НС-45 и УБС. На приборной доске дополнительно установлен счетчик выстрелов пушки.

    Патрон 45-мм корабельной автоматической зенитной пушки. Его снаряд был использован при создании патрона к пушке НС-45Тактическое значение и преимущество пушки НС-45 заключается, главным образом, в том, что при могуществе осколочного снаряда калибра 45-мм достаточно одиночного попадания в воздушную цель для ее уничтожения. В отличие от пуль и снарядов авиационных пулеметов и пушек меньшего калибра, для 45-мм осколочного снаряда бронезащита самолета — фактически противопульная — не является ощутимой преградой. При этом 45-мм осколочный снаряд обладает высокой эффективностью не только при стрельбе по самолетам, но также и по многим наземным целям, таким как автомобили, бронетранспортеры, строения и т.п. Благодаря чему Як-9К мог выполнять задачи, обычно решаемые штурмовиками, хотя и не имел ни такой бронезащиты, ни такого ударного вооружения, как, например, штурмовик Ил-2, прозванный "летающим танком".

    Наличие в боекомплекте снарядов бронебойного действия позволило бы поражать легкобронированные наземные цели, такие как бронемашины и легкие танки. Но о наличии либо отсутствии таких снарядов ничего определенного сказать нельзя. В то же время и их отсутствие имеет свои основания.

    Крупно - снаряд патрона 45-мм корабельной пушки. В патроне к пушке НС-45 ведущая часть снаряда измененаПри данной кинетической энергии, калиберный бронебойный снаряд даже меньшего калибра (37-мм НС-37) не был достаточно эффективным при стрельбе по танкам. При увеличении же калибра на базе существующего патрона бронебойное действие снаряда будет еще ниже за счет увеличения площади контакта с целью и уменьшения скорости полета снаряда. Создание же специального подкалиберного бронебойного снаряда, во-первых, требует дополнительных затрат, что в военное время всегда проблематично. Во-вторых — в полной мере эффективность такого снаряда раскрывается тогда, когда снаряд делается легким и обладает за счет этого высокой скоростью встречи с целью. Но при этом баллистика осколочного и подкалиберного бронебойного снарядов будет различна, и невозможно будет вести стрельбу осколочными и подкалиберными снарядами при одном прицеле. При загрузке боекомплекта только с одним из типов снарядов огонь по не предполагавшейся цели не будет эффективным. Все это позволяет предположить, что осколочно-трассирующий снаряд был единственным типом снаряда для пушки НС-45.

    Как отмечает А.Широкорад в книге "История авиационного вооружения" (Минск, 1999 г.), пушка НС-45 серийно производилась в 1944–1945 гг. на заводе № 74. В 1944 г выпущено 75 пушек, в 1945 — 120 пушек. А.Степанец указывает, что войсковые испытания проходили 44 самолета Як-9К, в 274иап 278иад и в 812иап 65иад: с 13 августа по 18 сентября 1944 г. — на 3-м Белорусском фронте, с 15 января по 15 февраля 1945 г. — на 2-м Белорусском фронте. Было выполнено 340 боевых самолето-вылетов, состоялся 51 воздушный бой. Потери противника составили 12 истребителей, с нашей стороны потерян один Як-9К.

    Як-9К участвовали в боях в Донбассе, Мелитополе, Николаеве, Крыму, принимали участие в Берлинской операции. В массовое производство истребитель Як-9К не запускался.

    Музейные экспонаты. Слева направо: пушка Н-57, ствол пушки НС-45, пушка НС-37 и их патроны.Таким образом, хотя пушка НС-45 состояла на вооружении и выпускалась серийно, все же она является достаточно редким образцом оружия, т.к. выпускалась недолго и не в таких количествах, как другие образцы оружия. Патрон 45 х 185 в настоящее время по существу можно назвать раритетным образцом боеприпаса, или во всяком случае очень редким. И, как следствие крайней скудости отечественного справочного аппарата во всем, что касается вооружения и военной техники, встреча даже с музейным экспонатом или качественной фотографией НС-45, и тем более ее боеприпасов — большая удача для любителя.

    В конце 1950-х гг. пушка НС-45 устанавливалась на некоторых экспериментальных (опытных) образцах самолетов, которые не находились в серийном производстве. 



    Похожие новости
  • 76-мм горная пушка
  • ГШ-6-30 — самая скорострельная из 30-мм пушек
  • 30-мм двуствольная авиационная пушка ГШ-30К (9-А-623К)
  • Як-9Т - танковый истребитель
  • Гильзы - описание и классификация
  • «    Октябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031