» » 52-мм гаубица-пушка МЛ-20

52-мм гаубица-пушка МЛ-20

  • 52-мм гаубица-пушка МЛ-20152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (МЛ-20, индекс ГАУ — 52-Г-544А) — советская гаубица-пушка периода Второй мировой войны. Это орудие серийно выпускалось с 1937 по 1946 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Также этой артиллерийской системой были вооружены самые мощные советские серийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны — СУ-152 и ИСУ-152.

     

    МЛ-20 была разработана в конструкторском бюро завода № 172 под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова в 1936—1938 годах и после успешно проведённых испытаний было принято на вооружение Красной Армии и запущено в серийное производство. За весь его период было построено 6884 гаубицы-пушки этого типа. Орудие отличалось мощной для своего класса баллистикой и отлично зарекомендовало себя на службе в вооружённых силах СССР, Третьего Рейха и Финляндии. Некоторые недостатки гаубицы-пушки МЛ-20 — небольшая скорость буксировки и потребность в мощном тягаче — были решены уже в послевоенное время путём модернизации колёсного хода в конструкции лафета и принятием на вооружение новых мощных средств тяги для неё. В результате это позволило ей не потерять боевой ценности вплоть до настоящего времени.

     

    Сегодня многими военными историками признаётся выдающаяся роль МЛ-20 в боевом применении и развитии советской артиллерии середины XX века.


     

    * 1 История

    o 1.1 Предпосылки и создание

    o 1.2 Серийное производство

    o 1.3 Организационно-штатная структура

    o 1.4 Боевое применение

    + 1.4.1 В Красной и Советской Армии

    + 1.4.2 МЛ-20 в других странах

    o 1.5 Состоит на вооружении

    * 2 Описание конструкции

    * 3 Модификации

    o 3.1 Серийные

    o 3.2 Опытные

    o 3.3 Самоходные артиллерийские установки с МЛ-20

    * 4 Боеприпасы и баллистика

    * 5 Оценка проекта

    o 5.1 Зарубежные аналоги

    * 6 Сохранившиеся экземпляры

    * 7 МЛ-20 в компьютерных играх

    * 8 Источники информации

    o 8.1 Литература

    o 8.2 Интернет-ссылки

    * 9 Ссылки и примечания

     

    [править] История

    [править] Предпосылки и создание

     

    Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 года. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» («Schneider») для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 годах. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 годах конструкторское бюро (КБ) завода № 172 (Пермский завод) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Главное артиллерийское управление (ГАУ) не поддержало эти работы и они были прекращены. Началось проектирование нового орудия[1].

     

    В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново[1].

     

    В апреле 1936 года первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.»[1].

     

    С сегодняшней точки зрения выбор МЛ-20 вместо МЛ-15 труднообъясним. Автор публикаций в области отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета[1]. В других источниках утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка[2].

    [править] Серийное производство

     

    Производство МЛ-20 велось только на заводе № 172 в Перми с 1937 по 1946 годы[3]. Кроме выпуска буксируемых орудий, было выпущено около 3500 стволов МЛ-20С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-152 и ИСУ-152 (всего было построено 2790 САУ ИСУ-152 и около 670 САУ СУ-152, точное число варьирует в различных источниках). Преемником МЛ-20 стала 152-мм пушка-гаубица Д-20, находившаяся в серийном производстве с 1956 года. Данное орудие имело идентичную с МЛ-20 баллистику.

    Производство МЛ-20[3]

    Год 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 Итого

    Изготовлено, шт. 148 500 567 901 1342 1809 1002 275 325 15 6884

     

    По всей видимости, значительное снижение объёмов производства буксируемых гаубиц-пушек МЛ-20 в 1943—1946 гг. было вызвано двумя причинами. Первой из них было начавшееся производство тяжёлых САУ СУ-152 и ИСУ-152 — значительная доля произведённых тогда стволов шла на их вооружение. Вторым фактором стало появление у противника тяжёлых танков и в рамках программы по повышению мощности танковой и противотанковой артиллерии РККА заводу № 172 было предписано увеличить выпуск 122-мм пушек А-19 в счёт плана по выпуску гаубиц-пушек МЛ-20[4].

    [править] Организационно-штатная структура

     

    Изначально МЛ-20 предназначалось для корпусной артиллерии. Вместе с 122-мм пушкой обр. 1931/37 гг. (А-19) она составляла так называемый «корпусной дуплекс». В 1940—1941 гг. имелось три типа корпусных артиллерийских полков:

     

    * два дивизиона МЛ-20 и один дивизион А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);

    * два дивизиона МЛ-20 и два дивизиона А-19 или 107-мм пушек (24 гаубицы-пушки);

    * три дивизиона МЛ-20 (36 гаубиц-пушек)[5].

     

    Вскоре после начала Великой Отечественной войны корпусная артиллерия была упразднена вместе со стрелковыми корпусами. Вновь она была возрождена во второй половине войны. По штату корпусные артполки во второй половине войны имели 122-мм пушки или 152-мм гаубицы, однако некоторые источники мемуарного характера свидетельствуют об использовании в них МЛ-20. Считалось, что корпусная артиллерия должна быть оснащена более мобильными орудиями, чем МЛ-20. В 1943 году на вооружение была принята 152-мм гаубица Д-1, которая стала основой корпусной артиллерии, а более мощную и менее мобильную МЛ-20 окончательно перевели в армейскую артиллерию[5].

     

    С 1943 года МЛ-20 использовалась в артполках более крупной организационно-штатной единицы — общевойсковой армии. Общевойсковая армия имела артиллерийский полк из 18 МЛ-20. Гвардейские армии с начала 1945 года имели артиллерийскую бригаду из 36 МЛ-20[5].

     

    Помимо стрелковых и механизированных частей МЛ-20 состояла на вооружении чисто артиллерийских бригад и полков резерва Верховного Главного Командования (РВГК). Пушечный полк РВГК имел 24 МЛ-20. С 1943 года формируются артиллерийские бригады РВГК, пушечная бригада имела 36 МЛ-20. Пушечные бригады РВГК могли входить в состав более крупных артиллерийских соединений — артиллерийских дивизий прорыва и пушечных артиллерийских дивизий[5].

    [править] Боевое применение

    [править] В Красной и Советской Армии

     

    МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. При установке взрывателя осколочно-фугасной гранаты ОФ-540 массой 43,56 кг на осколочное действие она наносит поражение осколками по фронту на 40 м и в глубину до 8 м[6]. Хотя число осколков и их разлёт существенно меньше, чем у гаубичной гранаты того же калибра, сами осколки получаются более массивными и способны пробивать броню до 20—30 мм толщиной. Поэтому обстрел осколочно-фугасными снарядами из МЛ-20 представлял большу́ю угрозу не только для живой силы и укреплений противника, но и для его бронетехники. Осколки пробивали броню бронетранспортёров, борта лёгких и средних танков. У тяжелобронированных машин они выводили из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы. Иной раз сотрясения от близкого разрыва снаряда было достаточно для поломки узлов и агрегатов внутри танка или самоходки с непробитой бронёй.

     

    52-мм гаубица-пушка МЛ-20Впервые МЛ-20 в небольших количествах была применена в ходе боёв на реке Халхин-Гол, при этом потерь орудия не понесли.[7] Орудие активно использовалось в cоветско-финской войне, где оно в том числе успешно применялось для разрушения ДОТов и ДЗОТов на линии Маннергейма (для уверенного разрушения ДОТа требовалось 3-4 попадания 152-мм снарядов)[8]. Потери в ходе советско-финской войны составили 22 орудия этого типа[9]. МЛ-20 участвовала во всех крупных операциях Великой Отечественной войны, в частности, известно её участие в Курской битве, где орудие выступало в том числе в несвойственной ему роли противотанковой пушки, оказавшись одной из немногих артиллерийских систем, способных эффективно бороться с новыми хорошо бронированными немецкими танками и самоходно-артиллерийскими установками[10]. Известно, что первый пушечный выстрел по территории Германии во второй половине Великой Отечественной войны произвела гаубица-пушка МЛ-20 № 3922 2 августа 1944 года[11]. После окончания войны орудие долго состояло на вооружении Советской Армии, передавалось или продавалось в другие страны для оснащения их вооружённых сил. Как следствие, оно принимало участие в различных региональных конфликтах, в частности, в арабо-израильском. Небольшое количество боеспособных МЛ-20 имеется на складах Российской Армии и в настоящее время[12].

    [править] МЛ-20 в других странах

    152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в Познаньской цитадели, Польша

     

    В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) МЛ-20 было захвачено Вермахтом. Орудие было принято на его вооружение как пушка-гаубица 15,2 cm Kanonenhaubitze 433/1(r) и активно использовалось в боях против Красной Армии. В феврале 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов[13].

     

    В послевоенные годы МЛ-20 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии[14], Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских МЛ-20 была захвачена израильтянами. Одно из таких захваченных орудий демонстрируется в музее Batey ha-Osef. Также МЛ-20 поставлялась в страны-участники Варшавского договора, например в Польшу и ГДР. В мемориале Познаньской цитадели это орудие имеется в экспозиции музейного вооружения, причём в 1980-х годах поляки провели модернизацию орудия, в частности, был заменён колёсный ход, модернизированные орудия получили обозначение обр. 1937/85 г.[15]

     

    Финский артиллерийский музей в Хямеэнлинне имеет гаубицу-пушку МЛ-20 в своей экспозиции. Финская армия в 1941—1944 гг. захватила 37 орудий этого типа и на правах союзника приобрела ещё 27 в Германии. Захваченные МЛ-20 под обозначением 152 H/37 финские артиллеристы использовали как в полевой, так и в береговой артиллерии. Орудие им очень понравилось, единственным нареканием была его бо́льшая масса по сравнению с другими имевшимися у них орудиями сходного назначения и калибра, среди которых было много образцов времён Первой мировой войны. Малое число доступных мощных тягачей послужило причиной перевода части МЛ-20 из полевой артиллерии в береговую — в последней требования к мобильности были существенно скромнее. Два орудия МЛ-20 были отбиты у финнов Красной Армией[16].

     

    Однако орудие, экспонирующееся в Хямеэнлинне, имеет очень неординарное происхождение — оно было приобретено в начале 1990-х гг. у Германии из запасов армии бывшей ГДР. Интересно, что эта покупка позволила финской армии снять с активной службы такие «антикварные» орудия, как 76-мм дивизионные пушки образца 1902 года. Некоторое количество МЛ-20 после модернизации находится в резерве финской армии вплоть до настоящего времени, однако в связи с обновлением артиллерийского парка их вскоре планируется окончательно снять с вооружения[16].

    [править] Состоит на вооружении

     

    * Флаг Алжира — 20 МЛ-20, по состоянию на 2007 год[17]

    * Флаг Болгарии — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[18]

    * Флаг КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[19]

    * Флаг Кубы — некоторое количество в составе береговой обороны, по состоянию на 2007 год[20]

    * Флаг Ливии — 25 МЛ-20, по состоянию на 2007 год[21]

    * Флаг Монголии — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[22]

    * Флаг Польши — 135 МЛ-20, по состоянию на 2007 год[23]

    * Флаг России — 100 МЛ-20, по состоянию на 2007 год[12]

    * Флаг Румынии — 154 МЛ-20, по состоянию на 2007 год[24]

    * Флаг Украины — 7 МЛ-20, по состоянию на 2007 год[25]

     

    [править] Описание конструкции

    Схема 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 года (МЛ-20): а — Ствол; б — казённик с затвором; в — дульный тормоз; г — противооткатные устройства; д — щитовое прикрытие; е — колёсный ход; ж — станины

     

    МЛ-20 являлась гаубицей-пушкой, то есть артиллерийской системой, у которой гаубичные свойства преобладают над пушечными. Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой[26]). МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката веретённого типа, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для облегчения заряжания при больших углах возвышения казённик МЛ-20 оснащён механизмом удержания гильзы. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие имело механизм взаимной замкнутости, который препятствует открыванию затвора, если ствол не соединён должным образом с противооткатными устройствами. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа. Накатник и откатник содержат по 22 литра жидкости каждый, давление в накатнике составляет 45 атмосфер[3][26].

     

    52-мм гаубица-пушка МЛ-20Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка — по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций[3][26].

     

    Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами (некоторые ранние орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от пушки обр. 1910/34 гг.), рессоры пластинчатые. Возка орудия обычно производилась на лафете со стволом в оттянутом положении. Время перехода из походного положения в боевое составляло 8—10 минут. На небольшие расстояния система могла перевозиться с неоттянутым стволом со скоростью 4—5 км/ч. Лафет пушки МЛ-20 был признан нормализованным, получил обозначение 52-Л-504А и был использован при модернизации 122-мм пушки А-19[3][26]. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн», которые выпускались Харьковским паровозостроительным заводом — разработчиком и первым производителем знаменитого танка Т-34. Первый из них оснащался тем же двигателем В-2, что и «тридцатьчетвёрки».

     

    152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид слева

     

     

    152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20) в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург. Вид сзади справа. Обратите внимание на модернизированный колёсный ход. Эти орудия использовались для традиционного полуденного выстрела

     

     

    152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. (МЛ-20) в музее Batey ha-Osef, Израиль. Вид спереди

     

     

    152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в артиллерийском музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Ещё один вид слева

    [править] Модификации

    [править] Серийные

    152-мм гаубица-пушка обр. 1937 года (МЛ-20) в музее г. Хямеэнлинна, Финляндия. Вид сзади

     

    В процессе серийного производства орудие значительно не менялось. Ствол орудия выпускался в двух вариантах — скреплённый и моноблок (в некоторых источниках упоминается и третий вариант — со свободной трубой)[26]. Ранние образцы орудия имели колеса со спицами и резиновыми грузошинами от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг.

     

    Для монтажа на САУ выпускался вариант МЛ-20С (индекс ГАУ — 52-ПС-544С), у которого длина нарезной части составляла 3467,1 мм, а длина ствола с дульным тормозом составляла 32,3 калибра / 4925 мм с иным расположением органов управления, более удобным для наводчика в стеснённых условиях боевого отделения самоходки[27].

    [править] Опытные

     

    Существовало несколько опытных вариантов МЛ-20, не пошедших в серию:

     

    * МЛ-20 с картузным заряжанием. В 1937 году ГАУ решило ради сомнительной экономии перевести орудия среднего калибра на картузное заряжание. В 1939 году был создан опытный образец МЛ-20 с таким заряжанием, испытания которого прошли неудачно. Следует заметить, что экономия на металле для гильз перечёркивается более медленным темпом огня и разгаром каморы орудия, отсутствующем при раздельно-гильзовом заряжании[3].

    * МЛ-20СМ — модернизированная версия варианта для самоходных артиллерийских установок. При идентичной баллистике с МЛ-20С это орудие не имело дульного тормоза. МЛ-20СМ была установлена на опытную САУ ИСУ-152 образца 1945 года на базе тяжёлого танка ИС-3, построенную в единственном экземпляре и ныне экспонирующуюся в бронетанковом Музее в Кубинке[27].

    * БЛ-29. Орудие создано в ОКБ-172 («шарага» НКВД) в 1946 году и представляло собой МЛ-20 с литым казёнником и клиновым затвором[3].

    * МЛ-20 с ходом лафета и передка по образцу 130-мм пушки М-46. В 1950 году создан и испытан опытный образец[3].

    * МЛ-20М — модификация орудия для береговой артиллерии Военно-морского флота. Отличались изменениями в щите, наличием специальных принимающих приборов систем вертикального и горизонтального наведения и т. п. Опытная серия из трех орудий была изготовлена в 1940 году, однако испытания орудий прошли неудачно, и на вооружение они не принимались. Изготовленные орудия были отправлены на фронт, где были потеряны[28]. После войны, индекс МЛ-20М получали орудия, прошедшие модернизацию.




    Похожие новости
  • 76-мм горная пушка
  • СУ-85
  • ИСУ-152
  • САУ ИСУ-122
  • Jagdpanzer IV
  • Декабрь 2023 (8)
    Ноябрь 2023 (3)
    Октябрь 2023 (2)
    Июнь 2023 (1)
    Май 2023 (1)
    Апрель 2023 (1)
    «    Апрель 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930 


    Сэндвич трубы для дымоходов дымоход сэндвич.